Как выкрутить сломанный болт в труднодоступном месте

Как выкрутить сломанный болт в труднодоступном месте

При ремонте автомобиля возникает немало проблем. Одной из таких является вопрос о том, как высверлить болт, не повредив резьбу, видео о которой можно найти на ряде ресурсов. Поэтому всегда полезно знать, как высверлить обломанный болт, что нужно для этого предпринять и как выкрутить сломанный болт без серьезных и неприятных последствий для механизмов и конструкций.

Обрыв на поверхности

Обычно это самый простой вариант поломки и исправить ее можно без радикальных мер, которые порой могут навредить вашему автомобилю или другому агрегату. Однако перед тем, как выкрутить обломившийся болт, нужно произвести обработку места поломки керосином. Это поможет устранить угар и ослабит контакт поверхностей. Далее нужно следовать следующим рекомендациям:

  1. При достаточно большом выступе лучше всего применять простейшие инструменты по типу струбцин, клещей или плоскогубцев. С их помощью легко захватывать и выворачивать деталь по резьбе без прикладывания особенных усилий;
  2. Некоторые мастера при ответе на вопрос о том, как выкрутить обломанный болт, советуют использовать сварочный агрегат. Он позволит приварить к метизу рычаг, который поможет открутить или вывернуть соединение созданием вращательного движения с нужным напором;
  3. Есть и вариант, при котором можно применить сверло с диаметром немного меньше самого болта. Делается отверстие по центру оси болта на всю глубину. Затем остатки крепежа извлекают с помощью крючка, выкручивая резьбу с самого низа.

Это наиболее общие рекомендации, возможно комбинированное использование указанных методов. Данные поломки самые простые, они требуют всего лишь небольшой обработки и применения простейших инструментов.

Обрыв заподлицо

Этот тип поломки считается самым трудным для ремонта, так как очень сложно определить диаметр отверстия, особенно при срезке крепежа. Поэтому для того, чтобы высверлить сломанный болт определенного вида, необходимо произвести зачистку поверхности. Это позволит определить нужные нам зазоры.

Нередко происходит следующая неприятная ситуация: место обрыва имеет кривые формы, которые очень трудно обрабатывать и выправлять. А сверлить изделие в подобном состоянии категорически не рекомендуется, ибо есть риск окончательно угробить конструкцию. Следовательно, сначала необходимо применить керн, которым подготавливают место по центру работы сверлом.

Дальнейший порядок действий, позволяющий высверлить сломавшийся тем или иным способом болт, аналогичен варианту при поверхностном обрыве. После создания отверстия остатки от резьбы удаляются с помощью крючка.

Поломка болта ниже поверхности

Сложная неисправность, особенно для детали из мягкого металла. Потому очень важно выкрутить сломанный болт без повреждения резьбы в отверстии. Порядок действий здесь следующий:

  • Намечается центр метиза с помощью керна. Лучше всего применить тонкий и прочный металлический инструмент, он не повредит изделие;
  • Затем приобретается метчик, имеющий обратную резьбу. Диаметр его должен быть меньше по сравнению с диаметром болта;
  • Сверлится не очень глубокое отверстие под метчик;
  • Устанавливается инструмент, чтобы нарезать резьбу. Проворачивается по кругу и тогда элемент можно выкрутить.

Если последний пункт не удалось осуществить, то инструмент может стать непосредственно болтом. Однако прилагать излишних усилий не стоит, так как есть вероятность сломать его. В результате можно убрать старую поломанную деталь и закрутить новые элементы.

Использование экстрактора

Однако самый верный вариант, который поможет выкрутить сломанный болт, заключается в применении специального инструмента для данной операции. Его называют экстрактор, он продается в наборе инструментов разного диаметра. Внешне он похож на метчик, однако на нем отсутствуют продольные прорези и есть коническая насечка для нарезки.

Использовать экстрактор можно после того, как просверливается отверстие по центру с диаметром, что позволит заходить инструменту на несколько витков. Проверните его до упора, а потом и до полного выкручивания.

Итак, вот несколько способов выкручивания сломанных болтовых элементов. Каждый из них следует применять в зависимости от сложности поломки и наличия соответствующего инструментария. Но наиболее практичным и оптимальным вариантом является приобретение набора экстракторов. Они достаточно практичны и позволяют работать с болтовыми деталями различных размеров и с любыми типами резьб.

Обязательно следует производить обработку поверхностей, это избавит от лишнего контакта и загрязнений. Удачной работы по выкручиванию сломавшихся болтовых соединений, ибо от этого зависит полноценная работа всего механизма, в особенности это касается автомобилей! Подробнее о способах выкручивания отломившихся болтовых элементов можно узнать с помощью видео на специализированных сайтах или форумах!

Источник: tokar.guru

Как выкрутить сломанный болт?

Нередко при проведении различных работ по починке автомобиля мастер сталкивается с такой проблемой, как излом деталей или креплений. Это неприятное последствие прикипания или поражения ржавчиной. Поэтому актуален вопрос того, как выкрутить сломанный болт, чтобы миновать последствия излома или хотя бы свести их к минимуму.

Почему ломается болт

Механизмы зачастую выходят из строя, поэтому требуют починки. Однако дополнительной сложностью процесса становится неожиданность — сломался болт! Эта неприятность не только портит настроение, но и увеличивает время ремонта. Стоит разобраться с причинами.

Первой причиной является ржавчина, которая присутствует на металлических деталях, часто контактирующих с влажной и агрессивной средой. В результате этого происходит неравномерный износ, который и может привести к тому, что болт сломается в самый неподходящий момент.

Второй причиной является прикипание, которое происходит из-за старости и изношенности соединения. Внешне это может быть незаметно, но во время работы мастер понимает, что выкрутить деталь крайне сложно, резьба просто не проворачивается.

К тому же если машину доверяли недобросовестному мастеру, то спустя время можно обнаружить, что у некоторых болтов слизаны грани. В результате выкрутить что-либо не представляется возможным, ведь если слизало грани болта, то хорошего контакта между инструментами не возникнет. Такое же положение возникает, если резьба сорвана — приходится придумывать альтернативные методы извлечения сломанного крепежа.

Подготовка перед выворачиванием обломка

Первым этапом в ситуации, когда сломался болт, является очистка поверхности от грязи и смазочных материалов, чтобы была видна каждая мелочь и неровность поверхности. Благодаря этому часто можно увидеть заломыш в труднодоступном месте, благодаря которому появляется возможность выкрутить поврежденный болт практически без дополнительных усилий. Извлечь его в этом случае можно при помощи отвертки и молотка. Этот способ будет описан чуть ниже.

Вторым этапом оценивается характер излома, и определяется способ как достать сломанный болт. Выбор будет зависеть от того, в каком состоянии находится крепление и насколько удобно будет выкручивать крепление.

Лучшие способы выкручивания болтов

В зависимости от состояния поврежденного соединения, используется несколько способов того, каким образом можно выкрутить сломанный болт. Каждый из них будет рассмотрен чуть ниже. Однако особое внимание хочется уделить вопросу того, как открутить слизанный болт, ведь по факту он является лишь деформированным.

Порой встречается такая ситуация: машину отдали на ремонт и, сделав все необходимое, вернули хозяину. Качество работы устроило и претензий не возникало до тех пор, пока не пришлось менять поставленную деталь. Однако, когда возникла нужда, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что грани потеряли форму или болт настолько перетянут, что выкрутить без деформации головки его невозможно. Поэтому вопросом как снять слизанный болт задаются многие механики.

Самым доступным способом является подточка и приведение формы головки к размеру ключа для слизанного болта. Также возможна заточка отверстия для отвертки, чтобы выкручивание произошло без деформации деталей. Чтобы улучшить результат и уменьшить усилия, можно предварительно пропитать соединение раствором для снижения сопротивления при откручивании.

Плоская отвертка и молоток

Доступный метод, эффективный в том случае, если излом произошел выше резьбы и поверхность имеет неровный край. Тогда для извлечения понадобится простой набор инструментов, который найдется в любом гараже.

Очищенную поверхность внимательно изучаем и находим самый большой выступ на площади излома. Плоскую отвертку размещаем под углом, упирая в выбранное место. Для более надежной опоры можно воспользоваться керном, с помощью которого неровность углубляется. После этого несильными ударами аккуратно пытаемся провернуть резьбу. Если сразу сделать этого не получится, силу нужно постепенно увеличивать.

Однако стоит относиться крайне осторожно к этому методу, так как, во-первых, поверхность должна быть достаточно доступной для работы молотка. А во-вторых, нужно аккуратно рассчитывать силу удара, чтобы исключить момент повреждения соседних деталей.

Пробуем вывинтить зубилом

Зубило — еще один полезный инструмент, который может помочь, если болт сломался. Принцип работы не отличается от описанного в предыдущем пункте. Однако преимуществом является увеличенная площадь по сравнению с отверткой. Благодаря этому усилий понадобится меньше, а результат удастся получить быстрее. К тому же если нужно открутить болт с сорванной шляпкой, то метод подойдет идеально, особенно если его площадь будет достаточно большой.

Керн и молоток

Если излом произошел ниже шляпки или непосредственно у самого начала резьбы, то возможности воздействовать с помощью молотка или зубила нет. Тогда возникает вопрос о том, как выкрутить болт с сорванной шляпкой?

С задачей отлично сможет справиться керн. Благодаря удачной форме наконечника, с помощью молотка нужно постепенно воздействовать на излом. В результате верхушка деформируется, появляется неровность и становится понятно как снять сломанный болт. Зацепив за эту часть плоскогубцами, можно легко выкрутить крепление без деформации резьбы.

Привариваем гайку сваркой

Чаще всего случается, что максимально изнашивается даже не сама резьба, которая находится внутри детали, а место соединения со шляпкой. В результате происходит излом, и извлечение осложняется. Возникает вопрос: как выкрутить болт без шляпки? Для этого существует несколько методов, но наиболее популярно приваривание гайки, так как для этого требуется минимальное время и небольшое количество швов.

Итак, чтобы выкрутить болт с сорванной шляпкой понадобится сварочный аппарат, гайка, кусачки и немного мастерства. Берем гайку с помощью кусачек и прислоняем ее к обломку болта. Делать это точно по центру не нужно, эффективнее сместить детали относительно друг друга. Привариваем с помощью сварки гайку. Эти же кусачки используем для откручивания.

Читать еще:  Как варить чугун с металлом

Существует еще один вариант с использованием сварки. Только вместо гайки используется некий рычаг — небольшой металлический штырь. Он приваривается под углом для более эффективного воздействия. Однако способ требует, во-первых, найти рычаг, что может усложнить задачу.

А во-вторых, в этом случае площадь контакта меньше и более локализована. Поэтому излом в месте соединения в этом варианте происходит чаще.

Вывинчиваем шпильку экстрактором

Если подручные способы не подойдут, стоит воспользоваться специализированным инструментом. Он называется экстрактором, обычно продается целым набором. Открутить болт со слизанными гранями можно также с его помощью.

Для начала нужно с помощью керна отметить центр. Это необходимо для того, чтоб во время сверления не происходило изменения траектории. Выбираем сверло с диаметром меньше шпильки, но соответствующее экстрактору. Делаем отверстие и вставляем экстрактор.

Откручивать болт стоит крайне осторожно, так как целостность резьбы уменьшилась, что может привести к излому.

Высверливаем обломок

Самым трудоемким способом является высверливание сломанных болтов. Использовать его стоит только в крайних случаях, когда другие методы не подойдут. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходима высокая точность проводимых работ, так как вероятность повреждения резьбы очень велика. Во-вторых, сломать болт будет не так уж и просто, потребует времени и нескольких размеров сверл.

Если навыка подобных работ нет, самым приемлемым вариантом будет использовать для начала тонкое сверло, а потом большего диаметра. Смыслом метода является выбор размера, который будет максимально близким к размеру шпильки. После проведенных работ обломок болта нужно удалить с помощью магнита.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: stankiexpert.ru

Как выкрутить сломанный болт? Эффективные способы, позволяющие выкрутить сломанный болт

23.01.2015 348

Ремонт автомобиля — не самая простая работа, машина, независимо от страны производства и имени производителя постоянно подвергается нагрузкам, поэтому неудивительно, что она склонна к поломкам. Однако, часто случается ситуация, когда та или иная неисправность усложняется появлением новой. К таким ситуациям можно отнести ситуацию, когда вы ремонтируя свой автомобиль, во время выкручивания болта, сорвали резьбу или полностью сломали его. Сразу же возникает масса вопросов: что делать в такой ситуации, как продолжить ремонт и самое главное — как выкрутить сломанный болт? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье. Едем дальше.

Чаще всего болт ломается в случае, когда вы «дюжий дядька», а ваш болт, ну тот, который вы сломали, сильно прикипел или заржавел. Как вы понимаете, речь идет не об автомобилях, которые «только что» сошли с конвейера. Обычно с этой проблемой сталкиваются древние автомобили или те, хранение или эксплуатация которых оставляли желать лучшего. Если еще конкретнее, то речь о резьбовых соединениях, которые часто контактировали с влагой. Например, ходовая часть автомобиля регулярно контактирует с влагой (снег, дождь, мойка), поэтому не удивительно, что что-то где-то заржавело.

Какие бывают «обломы»?

Болты могут ломаться по-разному, самый неприятный «облом болта» это когда его срезает заподлицо, в такой ситуации выкрутить его просто невозможно без специальных приборов (дрель, сварка и т. д.). Больше повезет если болт сломается уже на выходе из резьбы и немного «тела» останется на поверхности. Во-первых, в таком случае вы уже «сорвали» болт, а значит он будет выкручиваться, что немаловажно, а во-вторых на такой сорванный болт можно будет воздействовать, например, при помощи плоскогубцев, отвертки, сварки и т. д.

Эффективные способы, как выкрутить сломанный болт

Существует несколько способов как выкрутить сорванный болт, однако перед тем как приступить к работе следует выполнить подготовительные работы. Под такими работами подразумевается:

  • Очистка места работы от грязи, масла и т. д.

Обработать резьбовое соединение жидкостью WD-40 или хотя бы машинным маслом. Как вариант, можно пару раз ударить по обломку молотком или нагреть болт паяльником или лампой, при условии, что это возможно и от нагрева не пострадают другие важные детали (резина, пластик, ткань и т. д.).

Как выкрутить болт, если он сломался выше резьбовой поверхности

1. Если вам удалось уже хоть немного «сорвать» резьбу болта, имеется ввиду если он уже начал выкручиваться, можно попытаться выкрутить сломанный болт при помощи пассатижей или хорошего разводного ключа.

2. Второй вариант потребует от вас ножовки по металлу или болгарки (в зависимости от того какого размера болт), также иногда помогает зубило, главное не переусердствовать. Принцип следующий — проделываете поперечное отверстие под отвертку и пробуете выкрутить болт отверткой.

3. Вариант третий — сварка. Как вы понимаете, этот способ требует наличия сварочного аппарата, делается все следующим образом — берете болт со шляпкой примерно того же диаметра, и привариваете к обломку, затем используя ключ, аккуратно не прилагая излишний усилий, пробуем выкрутить сломанный болт. Поговаривают, что существуют так называемые «агрессивные клеи», которые якобы могут выполнить роль сварки. Однако лично этот способ испытан не был, поэтому утверждать о его эффективности мы не будем.

Как выкрутить сломанный болт при помощи сварки — видео

Как выкрутить сломанный болт если он обломался заподлицо с поверхностью или ниже ее

  1. В этой ситуации действовать придется более кардинально, потребуется дрель с тонким сверлом и хорошие навыки владения этим инструментом. Вам необходимо просверлить 2-3 или более тонких отверстия в теле болта, для того чтобы потом объединить их в одно. В это отверстие необходимо будет установить отвертку и выкрутить обломки болта.
  2. Второй способ — более сложный. Если вы не можете выкрутить обломанный болт ни одним из вышеперечисленных способов придется использовать более кардинальные меры. Вам потребуется дрель, метчик, много умения и терпения. Ваша задача — просверлить в центре болта отверстие, затем аккуратно нарезать в нем (самостоятельно или попросить умеющего управляться с метчиком) левую резьбу. Когда вы закрутите в свеже проделанную резьбу новый болт с левой резьбой, то дойдя до конца, то есть закрутив его полностью, старый сломанный болт должен начать выкручиваться.
  3. Третий способ извлечь обломок болта, который сломался вровень с поверхностью — высверливание. Этот способ самый сложный и самый опасный, так как при выполнении этой работы вы рискуете повредить резьбу.

Принцип следующий — вам необходимо точно по центру просверлить отверстие, используя тонкое сверло, после этого устанавливается сверло потолще, и процедура повторяется. Самое главное — первое отверстие просверлить точно по центру. Когда «тела» сломанного болта практически не останется, и стенки станут достаточно тонкими для того чтобы их сломать, попытайтесь очень осторожно сломать остатки резьбы, используя тонкую заточенную проволоку или пинцет. Если вы все сделаете правильно, вам не придется нарезать новую резьбу или «прогонять» старую. Если у вас есть «экстрактор» с левой резьбой, вы можете использовать его для выкручивания остатков обломка, детальнее на виде в конце статьи.

И последнее, если после нескольких попыток вы заметили, что что-то у вас не выходит, не нужно действовать сгоряча, так вы все только усложните, лучше доверить эту работу тому, кто уже неоднократно сталкивался с этой проблемой. Желаем удачи в вашем нелегком труде, надеемся статья была для вас полезной и помогла решить ваш вопрос. До новых встреч на сайте автомобильных советов — Вопрос Авто.

Рекомендуем к просмотру видео о том, как выкрутить сломанный болт, используя дрель и «экстарктор»

Источник: vopros-avto.ru

Как выкрутить сломанный болт в труднодоступном месте.

В процессе ремонта автомобиля или другой техники, может случиться неприятная ситуация, когда болт или шпилька обрываются. Причем ломаются они по закону подлости вровень с деталью или что еще хуже в глубине детали. Таким образом обломанная резьба получается, как бы утоплена в деталь.

Как правило, болты и шпильки ломаются при откручивании, если они сильно заржавели и прикипели. Также болт или шпильку можно сломать при закручивании, если к ним приложить сильно большой крутящий момент.

Существует несколько способов решить данную проблему. Причем выбор способа зависит от конкретной ситуации. Рассмотрим каждый способ отдельно.

Подготовка к откручиванию обломанного болта.

Если болт заржавевший и при его откручивании не будет использоваться сварка, то его следует смазать проникающей смазкой. Нет смысла смазывать соединение, а потом выжигать смазку.

Можно взять распространённую и хорошо себя зарекомендовавшую смазку WD-40. Или можно сделать смесь из керосина и машинного масла в пропорции 1:1 и этой смесью залить болт. После смазывания болта желательно подождать некоторое время, например 1 час. Смазке нужно время, чтобы проникнуть во внутрь соединения.

Как засверлить обломанный болт, чтобы не повредить резьбу.

Если болт обломан в глубине детали, то в этом случае для центрирования сверла можно использовать металлическую втулку. Её наружный и внутренний диаметры подбираются по диаметру сверла и диаметра отверстия под болт в корпусе детали. Данную втулку можно заказать у знакомого токаря или сделать ее из подходящей по диаметру металлической трубки.

Также можно взять сверло большего диаметра, которое походит под диаметр отверстия в корпусе и засверлить им небольшую центровку-углубление для следующего сверла. После берем сверло меньшего диаметра и по ранее сделанной центровке сверлим.

Существуют специальные центровочные сверла. Они в основном применяются при выполнении токарных работ. Таким сверлом можно легко выполнить центровку в обломанном болте без риска повредить резьбу, а затем уже высверлить отверстие обычным сверлом.

Выкручиваем сломанный болт с помощью экстрактора.

Что такое экстрактор? Это специальный инструмент в форме конусного сверла с левой спиралью. Данный инструмент имеет повышенную прочность, то есть должен быть каленым. Это относится только к качественному инструменту. Китайские поделки бывают изготовлены почти из “пластилина”.

Читать еще:  Как перемотать статор электродвигателя

Как работает экстрактор? Он вкручивается в болт своей левосторонней конусной резьбой до тех пор, пока его не заклинит в болте. Дальнейшей крутящий момент приложенный к нему приводит к выкручиванию обломанного болта, так как болт в большинстве случаев имеет правую резьбу.

Нужно понимать, что экстрактор — это не панацея для всех сломанных болтов. У него есть свои недостатки.

Во-первых, он требует предварительно просверленного отверстия в обломанной шпильке. Не во всех шпильках можно просверлить отверстие. Если шпилька окажется каленой, то есть очень твердой, то сверло может не взять ее. В этом случае придется отказаться от использования экстрактора.

Во-вторых, экстрактор из-за своей конусности раздавливает шпильку и еще больше ее заклинивает в теле детали.

В-третьих, сам экстрактор может сильно усугубить проблему, если сам обломается внутри обломанной шпильки. Это самый плохой вариант. В итоге можно получить вместо “мягкой” шпильки обломок твердого экстрактора, который дополнительно своей конусностью подклинил шпильку.

Выкручиваем сломанный болт с помощью подручных инструментов.

Если под рукой нет экстрактора, то можно воспользоваться битой типа звездочка – torx, трехгранным напильником, разверткой, шестигранником или обычной отверткой. Отвертка должна быть с металлической ручкой, так как по ней нужно будет бить молотком.

Для всех инструментов, кроме обычной отвёртки порядок действий одинаковый.

Предварительно в обломанной шпильке сверлим отверстие немного меньшего диаметра, чем диаметр инструмента. После инструмент забивается в отверстие и своими гранями расклинивается в нем. Теперь можно пытаться выкручивать болт.

Опять же минус этого способа в том, что инструмент так же, как и экстрактор будет расклинивать обломанную шпильку в корпусе детали. К том уже существует вероятность, что данный инструмент может поломаться в процессе работы, что еще более усугубит ситуацию, так как весь этот инструмент является каленым, ну кроме обычной отвертки.

Способ с применением отвертки рассмотрим подробнее.

Плюс этого способа в том, что отвёртка не расклинивает болт в его посадочном месте, следовательно, усилие, которое необходимо приложить, чтобы выкрутить обломанный болт, будет меньше, чем при применении экстрактора, звездочки или развертки.

Минус в том, что необходимо будет сверлить два отверстия вместо одного.

Суть способа заключается в том, чтобы сделать шлиц под отвертку. Для этого сверлим два отверстия рядом глубиной примерно 5мм, стараясь, чтобы они частично перекрыли друг друга.

Если не получилось правильно просверлить отверстия, то сверлим тело болта между двумя отверстиями старясь их вместе соединить для получения одного целого шлица.

После ставим в шлиц отвертку и откручиваем болт. При откручивании можно одновременно бить по отвертке или можно применить ударную отвертку.

Также можно попробовать выкрутить болт с помощью двух отдельно просверленных отверстий, которые частично не перекрывают друг друга. Для этого нужно взять обычный гвоздь и согнуть из него скобу. Вставив данную скобу в отверстия и взяв разводной ключ можно выкрутить болт.

Смотрите видео: выкручивание обломанного болта.

Сверлим обломанный болт сверлом с левой спиралью.

Существуют сверла с левой спиралью, у них сверление металла происходит при вращении против часовой стрелки. Сначала можно обычным сверлом небольшого диаметра просверлить центровку, затем уже левым сверлом большего диаметра постепенно высверливать тело обломка. Обязательно нужно контролировать направление сверления, чтобы не повредить резьбу. При этом остатки болта будут сами выкручиваться, так как сверло своими гранями цепляет болт в нужном направлении на откручивание. Если все же будет немного повреждена резьба, то ее легко поправить соответствующим метчиком.

Все вышеуказанные способы выкручивания обломанного болта или шпильки могут подойти для несильно заржавевших болтов. Если болт сильно прикипел в своём резьбовом соединении, то в этом случае нужно что-либо посерьезнее.

Выкручиваем обломанный болт с помощью другого болта.

Данный способ может подойти не для всех ситуаций, так как требует дополнительного инструмента, который будет не у каждого мастера. Также для обломков небольшого диаметра этот способ, тоже не подойдет.

Суть данного способа заключается в том, чтобы в теле обломка по центру просверлить отверстие под резьбу меньшего диаметра, чем диаметр обломка. Затем метчиком в отверстии нарезаем левую резьбу и вкручиваем болт с левой резьбой. Теперь если данный болт крутить против часовой стрелки он будет плотнее закручиваться в обломок и одновременно его выкручивать.

Выкручиваем обломанный болт с помощью сварки.

Сварка дает ряд преимуществ.

Во-первых, она сильно и быстро нагревает обломок, тогда как корпус детали остается холодным. В связи с температурными расширениями металла, происходит раскоксовывание прикипевшей резьбы.

Во-вторых, создает прочное соединение с обломком болта.

В-третьих, помогает в случае, если обломок болта сделан из высокопрочной стали и является каленым. В этом случае высверлить его довольно проблемно, и сварка здесь подойдет лучше всего.

Если обломок твердый и каленый, то он изготовлен из сталей, которые не предназначены для сварки. В справочниках сталей в таких случаях пишут ограничено свариваемая сталь или не предназначенная для сварки. Но нам нужно привариться, что делать в этом случае? Нужно просто взять и варить, но после сварки ни в коем случае не охлаждать место сварки водой или каким-либо другим способом. Нужно дать сварному соединению медленно остыть. Тогда сварочный шов не будет трескаться из-за разности температурных расширений материала обломанного болта и привариваемой детали. Также после нагрева обломка и его медленного остывания происходит отпуск металла, то есть он будет терять свою твердость и становиться мягче. Правда это будет в том случае, если он нагрелся до красна и медленно остыл. Даже если обломанный болт из мягких не закаленных сталей, то есть легко берется сверлом, то и в этом случае лучше не охлаждать место сварки.

Приведу пример. Болт может быть изготовлен из стали ст45. Данная сталь является ограниченно свариваемой, имеет прочность в два раза большую, чем сталь 3 (самая дешевая и мягкая) и может быть закалена. Если ее закалить, то сверло ее не возьмёт или будет сверлить очень тяжело. Если сталь не каленая, то сверло легко ее просверлит. Если привариться к обломку из такой не закаленной стали и резко охладить сварное соединение, то с большой вероятностью при охлаждении образуются микротрещины на границе сварки и обломка, и при его выкручивании сварку будет отрывать.

Итак, используем сварку. Здесь возможно несколько вариантов.

  • Если болт обломан в уровень с корпусом, в который он вкручен или немного вступает из него, то можно одеть на него подходящую по диаметру шайбу и приварить ее изнутри шайбы. Затем к шайбе приварить гайку и выкрутить болт. Почему сначала шайба, а затем гайка? Шайба тоньше гайки и лучше проваривается, соединение получается более прочным, хотя можно обойтись без неё.

Вместо шайбы и гайки можно использовать полоску металла толщиной 2-3мм. Сначала сверлим в полоске подходящее отверстие, одеваем на болт, свариваем и выкручиваем.

Смотрите видео: простой способ выкрутить сломанный болт.

После сварки нужно обязательно дать остыть обломанному болту, а потом его выкручивать. Пока обломок горячий, он из-за температурных расширений расклинивается в резьбовом отверстии.

  • Если болт или шпилька обломаны глубоко, то их можно выкрутить с помощью металлической трубки, вставленной в отверстие. Сварку следует производить электродом через отверстие в трубке. Этот способ нужно использовать если болт вкручен в алюминиевый или чугунный корпус. Тогда исключается вероятность, что трубка или болт приварится к корпусу. Если же болт вкручен в стальной корпус, то лучше воспользоваться каким-либо другим способом.
  • Если шпилька обломана на небольшой глубине от поверхности корпуса, то можно ее нарастить сваркой до уровня, когда к ней можно будет приварить гайку или полоску металла. Чтобы сварное соединение получилось более прочным следует по центру шпильки просверлить небольшое отверстие и затем сварку начинать с заваривания данного отверстия. Таким образом будет увеличена площадь сварного шва.

Что делать, когда ничего не помогает или сильно повреждена резьба болтового соединения?

Просверлить отверстие большего диаметра и нарезать новую резьбу.

Если обломанная шпилька каленая и сверло ее не берет, то можно попробовать ее нагреть до красна и дать медленно остыть. Ни в коем случае не охлаждать водой или иным способом! Нагреть можно с помощью сварки или резака. Такой нагрев и остывание следует проделать несколько раз. Таким образом произойдет термический отпуск металла, и шпилька станет мягче. После можно пробовать ее высверливать. В алюминиевом корпусе не желательно нагревать шпильку до красного цвета. Есть вероятность коробления корпуса в месте нагрева или его расплавления.

Что делать если сломался экстрактор, сверло или шестигранник в шпильке?

Можно вытравить обломанную шпильку, сломанный экстрактор или сверло в шпильке азотной кислотой. Одно условие – корпус, в который вкручена шпилька должен быть из алюминиевого сплава. Азотная кислота является одной из самых сильных кислот. Она хорошо растворяет металлы, но при этом не трогает алюминий. Химическая реакция займет несколько часов, примерно 10-24, все зависит от свойств стали, диаметра шпильки и температуры окружающей среды. Азотную кислоту необходимо разбавить водой перед применением. Например, кислоту 57% разбавляют водой в пропорции 1:1. То есть кислоту необходимо разводить до 30-35%. В процессе химической реакции азотная кислота будет сама восстанавливаться и одновременно разрушать металл.

Азотная кислота ядовита, поэтому будьте осторожны при ее применении и старайтесь не вдыхать ее пары.

Смотрите видео: вытравливание шпильки азотной кислотой.

Источник: delairukami.ru

Выкручиваем сломанный болт, не повредив резьбу: несколько рабочих способов

При ремонте автомобиля или иных элементов с болтовым соединением иногда происходит такая неприятность – шляпка отрывается, а само тело болта остаётся в корпусе детали. В этом случае проблем у мастера прибавляется. Ведь теперь требуется не просто выкрутить болт, при этом, ещё и не повредить внутреннюю резьбу. Но как это сделать? О том, как выкрутить сломанный болт, не деформировав нарезку в корпусе детали, используя подручные средства и специальные инструменты, пойдёт речь в сегодняшней статье.

Такая неприятность может приключиться практически с любым мастером
ФОТО: ronamantar.com

Читать еще:  Методы определения шероховатости поверхности

Причины, по которым может сломаться болт, способы их устранения

Наиболее частой причиной того, что болт ломается при откручивании, является коррозия. Ржавчина въедается как в болт, так и в корпус, в который он вкручен, намертво скрепляя детали наподобие сварки. Но эта проблема вполне решаема. Прежде чем начать выкручивать ржавый болт, соединение стоит обработать специальным составом, вроде WD-40. Если такового под рукой нет, можно использовать обычную солярку. Правда, её действие значительно слабее. После того, как болт и соединение обильно обработаны, нужно дать составу время на выполнение поставленной перед ним задачи. Минут через 5 можно попробовать выкрутить болт из отверстия.

Прекрасное средство, справляющееся с «непослушными» болтами и гайками
ФОТО: kazanexpress.tiu.ru

Если эти действия не помогли и болт всё же сломался, способ его выкручивания будет зависеть от того, в каком месте он лопнул. Разберём 3 варианта развития событий.

Оторвалась шляпка, метиз выступает над поверхностью

Эту проблему решить проще всего. Для этого существует несколько вариантов. Для начала снова обильно обрабатываем болт и места его соединения с деталью соляркой или специальным составом. Далее пробуем подцепить болт кусачками или газовым ключом (сила зажима у него больше).

Конечно, ситуация неприятная, но не смертельная, всё решаемо
ФОТО: drive2.ru

Ещё один неплохой способ потребует наличия ножовки по металлу или ручного гравёра. При помощи инструмента необходимо сделать надпил поперёк окружности обломка метиза, после чего попробовать его выкрутить при помощи мощной шлицевой отвёртки. Неплохо подойдёт для подобных целей ударный инструмент. Но в этом случае глубокий пропил делать не стоит. При ударе по задней части отвёртки болт может попросту расколоться. Если выкрутить метиз не удалось, нужно переходить к более радикальным мерам.

Обломанный болт можно надпилить, после чего постараться вывернуть при помощи отвёртки
ФОТО: drive2.ru

Многие специалисты советуют метод, с использованием сварочного аппарата. Для его исполнения потребуется отрезок стальной шины (можно использовать арматуру, но полоса надёжнее). В ней, посередине, высверливается отверстие, диаметром чуть больше болта. Шина укладывается на деталь так, чтобы метиз вошёл в отверстие, после чего элементы свариваются между собой. Данный метод позволяет не только приварить рычаг к обломанному болту, но и разогреть метиз, в результате чего сгорает различная грязь, а коррозийный налёт перестаёт так крепко «удерживать» резьбу. После полного остывания остаётся только провернуть наваренный рычаг против часовой стрелки и удалить обломанный метиз, заменив его новым.

Для выкручивания сломанного болта можно использовать сварку
ФОТО: ozon.ru

Болт обломился заподлицо с поверхностью детали или глубже

По словам специалистов, такая поломка является наиболее сложной. Проблема заключается в том, что не всегда можно определить границы окружности сломанного метиза. Поэтому перед тем, как приступить к выкручиванию болта, нужно зачистить то место, где он находится. Только так можно определить, где находится край метиза и не повредить резьбу детали при его выкручивании.

Керно – это инструмент, который должен быть в любой мастерской или гараже
ФОТО: fine-tools.com

Когда границы определены, нужно отметить центр обломанного болта и при помощи специального инструмента (кернера), выбить углубление. Это необходимо для того, чтобы начать сверление. В противном случае, сверло будет «плавать», и засверлиться ровно по центру не удастся. Те же действия производятся в случае обламывания болта глубже верхнего уровня детали.

В теории, сверло должно пройти вдоль болта ровно по центру
ФОТО. yandex.ua

Далее, ровно по центру необходимо просверлить отверстие, диаметром меньше, чем у метиза. Оно должно идти как можно ровнее вдоль оси болта. Когда эта работа выполнена, можно приступить непосредственно к выкручиванию. Для этого используют метчик с обратной резьбой, который вкручивается в просверленное отверстие против часовой стрелки до упора, после чего вращение в том же направлении продолжается. Остатки болта должны выкрутиться.

Метчики могут иметь правую или левую резьбу
ФОТО: vseinstrumenti.ru

Использование экстрактора в борьбе со сломанными болтами

Если при помощи метчика вывернуть метиз не удаётся, потребуется более мощный инструмент. Таковым может стать специальное приспособление, называемое экстрактором. Он выглядит как насадка на гайковёрт с правой или левой конусной нарезкой. Экстрактор вворачивается в отверстие до упора, после чего, обломок болта выкручивается при помощи головки с усилителем. Сломать такое приспособление практически нереально, а значит, и усилия можно прилагать не опасаясь.

Экстракторы прекрасно справляются с выворачиванием сломанных болтов или шпилек
ФОТО: afmforum.ru

Использование подручных средств вместо экстрактора

Если в гараже или мастерской имеется заточной станок, то можно поступить следующим образом. Нужно взять любой крупный болт и обточить его таким образом, чтобы из него получился заточенный трёхгранник под максимально возможным острым углом. После того, как самодельный инструмент готов, его необходимо забить в просверленное отверстие обломанного метиза, после чего вывернуть его обычным гаечным ключом.

Профилактические меры при вкручивании болтов в деталь

Для того, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами, лучше всего их предупредить. Сделать это несложно и особых проблем такая работа не доставит.

Универсальный состав WD-40 подходит для разнообразных целей, от смазки до очистки от ржавчины
ФОТО: wallegro.ru

Перед тем, как «намертво» затянуть болт, отверстие необходимо обильно смазать «WD-40» или соляркой. Через некоторое время требуется несколько раз ввернуть и выкрутить болт. Остаётся смазать его резьбу, после чего можно её протянуть.

Ещё одним неплохим средством профилактики является свечной парафин. Им нужно натереть резьбу болта перед тем, как его вкрутить. Неплохо будет после полной протяжки немного разогреть метиз обычной газовой горелкой. Парафин при этом растает и заполнит все мельчайшие пустоты. После этих действий у коррозии просто не останется шансов.

Имеет смысл держать в гараже пару свечей – неизвестно, для чего они могут пригодиться
ФОТО: anugrahjayabandung.blogspot.com

Стоит ли использовать мыло для смазки резьбы

Ответ на этот вопрос однозначен – ни в коем случае. Дело в том, что при изготовлении как хозяйственного, так и туалетного мыла используется щёлочь. Её количество ничтожно мало, однако этого достаточно для инициации процесса окисления металлов. В результате, на болте, как и на самой детали, появляются раковины. Они соединяются в процессе коррозии, и уже через каких-то полгода вывернуть метиз уже не удастся даже при помощи экстрактора. Подобный процесс в простонародье называется прикипанием.

А вот мыло для смазки болтов при закручивании использовать не стоит
ФОТО: bash.news

Что делать при возникновении внештатной ситуации: несколько советов

Конечно, очень неприятно, когда болт обламывается в процессе работы. Это значительно замедляет ремонт. Но нервничать в таком случае не стоит. Лучше всего сесть и немного успокоиться, после чего решать вопрос с метизом на холодную голову. Изменить уже всё равно ничего не удастся, а вот испортить деталь, пытаясь сгоряча вывернуть обломыш – это запросто. И всё же, если при высверливании сама деталь всё-таки была повреждена, исправить всё никогда не поздно.

Лучше для начала сесть и успокоиться – нервное состояние только усугубит проблему
ФОТО: брянский-рабочий.рф

Чаще всего резьба в детали приходит в негодность при неровном засверливании. В этом случае придётся удалять обломок полностью, попутно сровняв и нарезку в канале. После этого можно поступить двумя способами.

  1. Нарезать более крупную по диаметру резьбу и подобрать под неё болт. Это сделать несложно, но не всегда возможно. Ведь стенки детали могут оказаться слишком тонкими, что не позволит нанести резьбу.
  2. Другой вариант – гильзование. Наиболее проблемный метод решения вопроса. Необходимо подобрать гильзу по размеру, после чего запрессовать её в отверстие. Если нет опыта производства таких работ и необходимого оборудования, лучше вообще забыть, что подобный способ ремонта существует.

При помощи таких приспособлений и нарезается внутренняя резьба
ФОТО: castle.pri.ee

Подведём итоги

Обрыв шляпки болта – очень распространённое явление. И не всегда в этом виноват мастер. Довольно часто такая проблема возникает по вине производителя. Заводской брак, трещина на метизе – всё это приводит к описанным в сегодняшней статье последствиям. Но какова бы ни была причина поломки, необходимо помнить, что это всего лишь железо, и оно не стоит того, чтобы тратить нервы на такие мелочи. А такие приспособления, как экстрактор или метчики с обратной нарезкой, лучше приобрести заранее и держать их в гараже или мастерской под рукой. И самое главное – следует помнить, что любую неприятность лучше предупредить, чем после исправлять. Не стоит пренебрегать профилактикой. Тщательно смазанный болт будет легко откручен в любое время, когда это необходимо.

Обработанные болты без следов коррозии впоследствии вывернутся намного проще
ФОТО: dreamstime.com

Надеемся, что при возникновении подобной ситуации вам помогут советы, изложенные в сегодняшней статье, хотя наша редакция искренне желает, чтобы у вас подобного не случалось.

Возможно, у кого-то из читателей возникли вопросы по теме. Мы будем рады на них ответить максимально развёрнуто. От вас требуется лишь изложить суть в обсуждениях ниже.

А знаете ли вы иные способы, как справиться с отломленным болтом? Если да, то у нас будет убедительная просьба. Опишите свой метод выворачивания обломышей. Это будет интересно и полезно начинающим мастерам. Вам понравилась сегодняшняя статья? Тогда не забудьте её оценить. А мы напоследок, по давно сложившейся доброй традиции, предлагаем вашему вниманию короткий, но весьма информативный видеоролик, более полно раскрывающий сегодняшнюю тему.

Источник: homius.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector