Литиевая смазка область применения

Литиевая смазка область применения

Какие бывают литиевые смазки?

Литиевые смазки – один из самых популярных видов смазочных материалов. В статье кратко рассмотрено, какие бывают литиевые смазки, их функции и свойства.

Базовое масло и загуститель – основные компоненты любой пластичной смазки. Улучшить и придать новые эксплуатационные свойства этим материалам в состав вводят твердые наполнители и присадки.

Мыльные загустители применяются в большинстве смазок. Они представляют собой соли жирных кислот различных металлов. Наиболее распространены алюминиевые, кальциевые, литиевые мыла и их комплексы. Загуститель определяет название группы пластичной смазки.

Литиевые смазки

Изготовленные на основе литиевого мыла или его комплексов пластичные смазки, относят к литиевым смазкам.

По типу загустителя можно определить характеристики материала, его свойства и область применения. Загуститель также влияет на водостойкость, температуру каплепадения, механическую стабильность и рабочий диапазон температур.

Первую в мире литиевую смазку изобрели в США. 3 марта 1942 года был зарегистрирован патент №2274675 американским инженером-химиком Кларенсом Э. Эрлом. Так началась новая эра в индустрии смазочных материалов.

Сегодня более 70 % выпускаемых смазок являются литиевыми. Литиевый загуститель – один из самых дешевых, но, тем не менее, он придает пластичным смазкам достаточно высокие рабочие характеристики.

Литиевые мыла, по сравнению с прочими щелочными, имеют ряд достоинств: большая водостойкость, чем у натриевых материалов, лучшая термостойкость, чем у натриевых и кальциевых смазок, а также отличная механическая стабильность.

Главные преимущества литиевых смазок – универсальность и многофункциональность.

Сегодня производится огромное количество разнообразных литиевых смазок. Они изготавливаются на основе синтетических, полусинтетических и минеральных масел, содержат различные твердосмазочные добавки и присадки. Этот состав решает большое количество задач, стоящих перед сервисными предприятиями и промышленными компаниями. Пластичные смазки на основе комплексных и простых литиевых загустителей удовлетворяют самым разнообразным требованиям и широко применяются в различных сферах деятельности (промышленность, обслуживание автомобильной и специальной техники и т.д.).

Минеральные литиевые смазки

Абсолютное большинство минеральных литиевых смазок работают при температурах от -40 °С до +150 °С. При том, что у них достаточно высокие рабочие характеристики, минеральные смазки дешевле синтетических и полусинтетических. А применяются они в большинстве узлов и механизмов, где условия эксплуатации среднестатистические.

Но минеральное масло накладывает некоторые ограничения на область применения смазки. Например, такие масла вызывают разрушение или набухание некоторых видов резин и пластмасс. Поэтому, перед серийным применением в узлах с сочетанием пар трения «металл резина» или «металл-пластмасса» необходимо провести тест на совместимость.

Синтетические литиевые смазки

Многие синтетические масла, используемые сейчас в качестве базовых, были разработаны еще в прошлом веке. Ввиду того, что стоимость таких масел высока, доля синтетических пластичных смазок на рынке составляет лишь малую часть от общего объема.

Более высокая термостойкость, механическая и химическая стабильность позволяет применять такие материалы практически в любых узлах, в том числе в парах трения «металл-резина» и «металл-пластмасса».

Силиконовые смазки

Одним из видов синтетических смазок являются силиконовые, которые в качестве базового компонента содержат силиконовые масла. Силиконовые литиевые смазки обладают:

  • низким коэффициентом трения;
  • отличными водоотталкивающими свойствами;
  • длительным сроком службы;
  • химической стойкостью и инертностью;
  • высокими диэлектрическими свойствами;
  • высокой адгезией;
  • широким рабочим температурным диапазоном;
  • безопасностью (не вредят здоровью человека).

Но силиконовые литиевые смазки не лишены недостатков – они обладают невысокой несущей способностью.

Смазки на основе эфиров

Смазки, изготовленные на основе синтетических эфирных масел, отлично работают при высоких скоростях. Фактор скорости таких материалов равен 1300000 мм⋅об/мин и выше.

  • Преимущества эфирных литиевых смазок:
  • устойчивы к смыванию водой;
  • хорошо защищают от коррозии;
  • длительный срок службы;
  • обладают шумопоглащающими свойствами.

Смазки на основе полиальфаолефинов

Это наиболее популярная категория среди синтетических литиевых смазок. ПАО-масло в составе литиевых смазок дает им дополнительные преимущества:

  • низкая коксуемость;
  • большая вязкость, по сравнению с минеральными маслами;
  • высокая стойкость к окислению;
  • термостабильность;
  • низкая температура застывания;
  • высокие антикоррозионные свойства.

Полиальфаолефиновые (ПАО) смазки среди прочих синтетических материалов самые дешевые, поэтому эта группа смазок одна из самых востребованных в современной промышленности. 

Комплексные смазки

В комплексных литиевых смазках в качестве загустителей применяют дополнительные компоненты – мыла литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот.

Комплексные литиевые смазки обладают тем же набором характеристик, что и обычные литиевые, за исключением более высокой границы рабочих температур. Они более устойчивы к воздействию воды, имеют более высокую механическую стабильность и уменьшенное маслоотделение. В зависимости от базового масла их рабочие температуры могут составлять от -50 до +230 °С.

Как правило, такие смазки используют в автомобильной, станкостроительной, текстильной и других отраслях промышленности.

Литиевые смазки EFELE

Литиевые смазки производства компании «Эффективный Элемент» не уступают по качеству аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Линейка литиевых смазок EFELE представлена материалами на базе минеральных и синтетических масел.

К минеральным литиевым смазкам относятся , EFELE MG-212, EFELE MG-213, . Они отлично работают при температурах от -40 °С до +160 °C. При схожем наборе свойств, они значительно дешевле аналогичных синтетических и полусинтетических материалов.

Пластичные многоцелевые литиевые смазки (с противозадирными присадками), (с дисульфидом молибдена), . Несмотря на то, что при их изготовлении использован простой загуститель, они довольно эффективны температурах от от -40 °С до +120 °С, а из стоимость ниже, чем у синтетических и полусинтетических аналогов.

Пластичная смазка EFELE MG-213 с противозадирными присадками также относится к минеральным, но при ее изготовлении использован литиевый комплекс, благодаря чему ее верхняя граница рабочих температур равна +160 °С.

EFELE SG-311 – синтетическая литиевая смазка на базе полиальфаолефинового (ПАО) масла. Она совместима с эластомерами и пластмассами и работает даже при высоких скоростях и низких температурах до -60 °С.

Применение литиевых смазок

Cмазки на литиевом мыле используются для обслуживания зубчатых передач, шарниров, направляющих, подшипников и других узлов трения различного промышленного оборудования, судовых механизмов, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, гусеничной тезники и автомобильного транспорта. Наличие противозадирных присадок расширяет область применения смазок, например, они используются в аварийных ситуациях, препятствуя усиленному износу и выходу из строя механизмов.

Добавление дисульфида молибдена в состав смазок повышает их несущую способность. Это позволяет применять их при обслуживании узлов и механизмов тяжелой техники, общепромышленных высоконагруженных подшипников и других узлов, которые работают при высоких нагрузках и воздействии пыли.

Комплексные литиевые смазки с пакетом присадок можно применяются для обслуживания автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.

Высоковязкие синтетические литиевые смазки можно использовать как в обычных, так и экстремальных условиях, например при более низких температурах, более высоких скоростях. Они совместимы с пластмассами, эластомерами и широко применяются в общепромышленном оборудовании, узлах трения точних приборов и механизмов, транспортной технике.

Заключение

Область применения комплексных и простых литиевых смазок не ограничена приведенными примерами. Они эффективно решают множество задач при обслуживании и ремонте транспорта и оборудования в любых климатических зонах и любых отраслях промышленности.

ПОЧЕМУ НАМ ДОВЕРЯЮТ

Инженеры БОРФИ – профессионалы в своем деле. Серьезный подход к решению любой производственной задачи – наше кредо. Знания и опыт позволяют нам оказывать квалифицированную техническую поддержку крупнейшим российским предприятиям. Мы ценим тех, с кем работаем, и дорожим их доверием.

Читать еще:  Классификатор групп производственных процессов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Материалы EFELE пришли на помощь производителям продукции винной и пивобезалкогольной индустрии

Благодаря пасте Molykote P-40 надежность металлургического оборудования возросла в несколько раз

Источник: borfi.ru

Где обычно применяется литиевая смазка?

Несмотря на большой выбор различных смазочных материалов, литиевые смазки неизменно пользуются большой популярностью благодаря простоте использования и широте применения.

Что такое литиевая смазка?

Литиевая смазка имеет давнюю историю. Первые смазочные материалы на основе минерального масла с добавлением литиевого мыла появились еще в начале 1940-х годов прошлого века. С тех пор химическая формула постоянно улучшалась, а ассортимент различных специальных модификаций – расширялся. На сегодняшний день смазка представляет собой универсальное пластичное вещество, содержащее в своем составе базовое минеральное или синтетическое масло (85-97%), соли лития и различные присадки, которые препятствуют коррозионным процессам и износу, снижают трение и улучшают сцепление смазки с обрабатываемыми поверхностями.

Свойства литиевой смазки

Литиевая смазка обладает превосходным водоотталкивающим эффектом, высоким пределом прочности и устойчивостью к окислению, способна работать при сильных вибрациях и в условиях критических температур (от -60С до +220С). При этом литиевая смазка сохраняет свою эластичность, обеспечивает превосходную защиту постоянно трущихся деталей, прочно удерживается на смазываемых поверхностях и предотвращает развитие механической выработки деталей. Также для данного смазывающего материала характерны высокие уплотнительные свойства и эффективная защита от попадания внешних загрязняющих фракций.

Область применения литиевых смазок

Литиевые смазки являются многофункциональными и активно применяются в быту, автомобильном транспорте, строительном оборудовании и технике. В более широком смысле: во всех видах автотранспортных средств и спецтехники, фармацевтической, текстильной, химической, пищевой, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности, машиностроении, коммунальном хозяйстве и т.д.

Литиевые смазки обеспечивают работоспособность открытых зубчатых передач, хомутовых соединений валов, шпинделей, втулок, направляющих скольжения, роликовых подшипников. Благодаря универсальным смазочным материалам беспроблемно функционируют узлы трения автомобилей, бытовые приборы, шлицевые соединения, редукторы, водонапорное оборудование, сцепные устройства, герметизированные шарниры и т.д. Везде, где есть вероятность возникновения трения металл об металл возможно применение литиевых смазок.

График работы:
пн-пт. 08:00-18:00 сб. 09:00-13:00

Разработка сайта «Fake studio»

Источник: nt99.ru

Литиевая смазка

Литиевая смазка, она же литол – класс ГСМ, производящихся из нефтяного масла, загущённого литиевым мылом. При необходимости в состав смазок добавляются улучшающие добавки и присадки. В результате получается густая эмульсия, напоминающая по консистенции вязкий гель. Рассмотрим основные виды литиевых смазок, область применения и эксплуатационно-технические характеристики.

Описание, особенности и свойства

В основе литиевого состава для смазки лежат углеводородные масла и соли жирной литиевой кислоты – так называемого литиевого мыла. В нашей стране данные ГСМ были впервые разработаны в 40-е годы ХХ века, в Великую Отечественную. Создана литиевая смазка была в Центральном НИИ авиационного топлива и масла для нужд отечественной авиастроительной промышленности. По аббревиатуре НИИ, её разработавшего, советские литиевые составы получили обозначение ЦИАТИМ.

Одновременно с СССР аналогичные составы были созданы в некоторых других промышленно развитых странах мира, где получили свои, оригинальные обозначения. Официальный патент на смазочный состав, полученный путём обогащения нефтяного масла литиевым мылом, получил в США химик К.Э. Эрл. На сегодня литолы являются одними из самых популярных и востребованных видов ГСМ в мире. В общем количестве производимых смазок, они составляют почти 70%.

Литолы, в зависимости от конкретной марки и наличия дополнительных присадок, могут значительно отличаться по внешнему виду. По цвету могут быть от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, также могут несколько различаться и по своей консистенции. Но в любом случае отличительное свойство литиевых смазок – хорошая способность прилипать к металлическим поверхностям.

Среди прочих характерных свойств следует упомянуть:

  • Способность сохранять свои эксплуатационные свойства в большом диапазоне температурных режимов. Средний коридор температур, при которых не меняются характеристики литолов составляет от -30 до +125ºC. Использование дополнительных присадок, улучшающих свойства смазок, ещё больше расширяет эти границы;
  • Устойчивость к воздействию влаги. Составы полностью нерастворимы в воде, имеют водоотталкивающие свойства, и хорошо защищают обработанные ими металлические поверхности от коррозии;
  • Стойкость к механическим воздействиям. Литиевая смазка способна работать в узлах и агрегатах под значительным давлением и при высоких показателях трения деталей друг об друга.

Вышеперечисленные особенности в равной мере свойственны для всех смазок, изготовленных на основе литиевого мыла.

Характеристики и состав

В основе литиевых смазок лежат углеводородное нефтяное сырьё. Простые нефтяные масла загущаются при помощи литиевого мыла оксистеариновой кислоты. Дополнительными компонентами выступают противозадирные, антикоррозионные и морозоустойчивые добавки.

Основные характеристики технические литолов:

  • Термостойкость. Литиевые составы разработаны для работы в самых суровых климатических условиях нашей страны, начиная от южных регионов и заканчивая заполярьем. Поэтому диапазон эксплуатационных температур, в зависимости от наличия дополнительных присадок, может составлять от -60 до +100ºC;
  • Вязкость. Ещё один основной параметр литолов – вязкость. От этого зависит способность противостоять силе трения, а также свойство плотно обволакивать обработанные ими поверхности. Литиевые эмульсии способны сохранять стабильные показатели вязкости как при высоких и низких t, так и при повышенных механических нагрузках, возникающих в процессе работы узлов и механизмов;
  • Химическая стойкость. Ввод в состав литиевых смазок специальных присадок даёт возможность повысить надёжность защиты обработанных поверхностей от задира и коррозии. Но при этом некоторые разновидности литоловых смазок могут оказывать неблагоприятное влияние на элементы узлов, выполненные из полимеров или алюминиевых сплавов;
  • Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смывается напором тёплой воды, без использования растворителей и синтетических моющих средств. Это значительно упрощает процедуру очистки двигателя и нанесение новой смазки;
  • Восстановительные способности. Литиевые составы способны усиливать молекулярные связи поверхности смазываемых деталей, что уменьшает износ в процессе эксплуатации и продлевает рабочий ресурс.

Классификация

От особенностей химического состава и способов производства, все литиевые смазки подразделяются на несколько классов:

  • Минеральные. Предназначаются для эксплуатации в диапазоне температур от минус 40 до плюс 150 градусов. Имеют высокие характеристики, обуславливающие широкое применение. По своей стоимости минеральная литиевая смазка значительно дешевле синтетических или силиконовых аналогов. Среди недостатков минеральных составов нужно отметить способность разрушать пластмассовые и резиновые детали;
  • Синтетические. В основе такой смазки лежит не натуральная нефть, а искусственно синтезированные материалы. Составы обладают высокой стоимостью, но в то же время более термостойкие и обладают высокой химической и физической стабильностью. Поэтому минеральные литиевые смазки допускаются для обработки узлов, содержащих пластиковые или резиновые детали;
  • Эфирные. Изготавливаются подобные составы на основе искусственных эфирных масел и предназначаются для обработки механизмов, работающих на высоких скоростях. Максимально допустимый показатель динамической скорости для эфирных смазок составляет 1 300 000 мм⋅об/мин, а в отдельных случаях даже выше. Имеют повышенными влагоотталкивающими и антикоррозийными свойствами, шумопоглощающим эффектом;
  • ПАО-смазки. Создаются на основе синтетического вещества полиальфаолефина. Среди всех литиевых синтетических составов, ПАО смазка имеет самую низкую стоимость. Благодаря этому ПАО-составы нашли широкое применение в промышленности для обработки трущихся деталей различных механизмов. Среди особенностей, которыми обладает эта смазка: низкие to застывания на морозе, стойкость к окислению, антикоррозийные свойства;
  • Комплексная смазка. В составе загустителем нефтяных масел являются такие компоненты, как соли уксусной, адипиновой и прочих кислот. Основные эксплуатационные свойства их такие же, как у других литиевых составов, но отличаются они более высокими предельными температурами работы, которые в отдельных случаях могут достигать +230 градусов.
Читать еще:  Лист стальной 10 мм вес 1м2

Среди популярных отечественных литиевых составов можно назвать Циатим-201, 203, Литол-24. Иностранный аналог, весьма распространённый в России, выпускается компанией EFELE. Это смазки MG-211…214, SG-311 и другие.

Область применения

Сегодня литиевые смазки нашли широчайшее применение в различных областях промышленности, в том числе в машиностроении, судостроении, в прочих видах техники. В автомобилях литиевыми смазками обрабатываются следующие узлы:

  • ШРУСы. Для этих узлов рекомендовано применение литиевых смазок с добавлением дисульфида молибдена. Они хорошо предохраняют от истирания детали, работающие при больших скоростях. Также подобный состав предохраняет детали от критического кратковременного нагрева, вплоть до 150ºC;
  • Троса, цепи и резьбы. Все трущиеся детали автомобиля следует смазывать литиевыми составами, содержащими в качестве присадки тефлон. Он способен защищать открытые детали от коррозийных повреждений и истирания;
  • Труднодоступные узлы обрабатываются литолами, содержащими кондиционеры;
  • Все остальные узлы и детали разрешено обрабатывать универсальными литолами, имеющими сбалансированные составы присадок.

Преимущества и недостатки

Как и прочие ГСМ, литолы имеют свои плюсы и минусы. Среди основных преимуществ литиевых смазок можно отметить:

  • Сочетаемость с другими смазочными веществами и присадками. Совместное их использование не ухудшает эксплуатационных качеств литола.
  • Высокие показатели смазываемости деталей. Стабильная вязкость позволяет добиться неизменного показателя вязкости при разных температурах и режимах работы.
  • Химическая инертность и влагоустойчивость. Позволяет смазке хорошо защищать обработанные металлические поверхности от воздействия воды, при этом не вступая в реакцию с кислородом, жидкостями, дорожными реагентами и прочими химическими веществами.

Среди недостатков литолов нужно отметить негативное воздействие, которое они способны оказывать на детали из полимеров и резины. В результате они набухают и впоследствии теряются свою механическую прочность, покрываются трещинами. В остальном же литиевые смазки являются универсальным и недорогим смазочным материалом, что обусловило его широкую популярность.

Источник: pomaslam.ru

Литиевая смазка: применение в автомобиле

Автомобиль включает в себя десятки узлов, в которых взаимодействуют движущиеся детали, сделанные из металлов или их сплавов. И в каждом таком узле возникают большие силы трения, обусловленные немалыми скоростями вращения и высокими механическими нагрузками.

Для нейтрализации негативных последствий трения необходимо использовать эффективные смазки. Среди всех видов смазочный материалов в автомобиле чаще всего применяют литиевые смазки. О них мы и расскажем в данном материале.

Литиевая смазка: что это такое?

Литиевые смазки – вязкие гелеобразные субстанции, содержащие в своем составе литий. Такие смазки появились в сороковых годах прошлого столетия и в настоящее время представляют собой доработанные почти до идеала многоцелевые антифрикционные смазочные вещества, производимые как в России, так и за её рубежами, путем обогащения простых нефтяных масел литиевым мылом.

По внешнему виду различные виды литиевых смазок могут отличаться как по цвету (от бледно-желтого, до темно коричневого), так и по степени вязкости, что определяет специфику каждой конкретной смазки.

Популярные у современных автомобилистов литиевые смазки находят широкое применение и в других областях:

  • радиотехнические приборы;
  • авиационное оборудование;
  • измерительные механизмы высокой точности;
  • машины и механизмы, подлежащие консервации, в том числе тяжелая индустриальная и военная техника;
  • робототехника.
  • всевозможные узлы, в которых протекают процессы трения, качения, скольжения;

Читайте также: Применение графитной смазки в автомобиле.

Характеристики литиевых смазок

Литиевые смазки характеризуются следующими эксплуатационными свойствами:

  • Термостойкость. Литиевые смазки могут успешно применяться в самых суровых климатических условиях, начиная от морозных северных широт, в которых температура воздуха опускается до минус 60 °С, до горячих цехов, в которых механизмы должны выдерживать температуру более 100 °С.
  • Вязкость. Литолы оптимальным способом обволакивают поверхности металлических деталей, защищая их от воздействия неблагоприятных факторов агрессивной среды. Данное свойство литийсодержащие эмульсии сохраняют как при низких, так и при высоких температурах.
  • Химическая устойчивость. Специальные присадки позволяют защищать металлические детали от окисления воздухом и водой. В то же время, отдельные виды литолов, могут неблагоприятно повлиять на пластиковые или алюминиевые элементы, что может ограничить область их применения только металлическими (не алюминиевыми) узлами.
  • Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смываются обычной водой, что упрощает и удешевляет процедуру очистки деталей.
  • Способность к восстановлению. Литиевая смазка может восстанавливать молекулярные связи на поверхности трущихся деталей, что является основным условием восстановления их работоспособности, профилактики разрушения и продления срока службы.

Читайте также: Двигатель ест масло : почему и что делать?

Применение литиевых смазок в автомобиле

Основное назначение автомобильных антифрикционных смазок – не просто снижение трения, а повышение работоспособности автомобиля, продление его жизненного цикла. Срок службы подвижных металлических деталей легко достигается путем своевременного ухода за ними, который заключается в очистке и смазывании. Для нормальной работы автомобиля (особенно в послегарантийный период) необходимо регулярно проверять уровень смазки во всех узлах и своевременно ее заменять при обнаружении недостачи или сгущения.

Тревожными сигналами о необходимости применения смазки являются нехарактерные для нормально работающих механизмов посторонние звуки: скрипы, стуки, жужжание и пр. Кроме того, профилактическая смазка металлических деталей машины рекомендуется не только при ее консервации, но и при длительном хранении без эксплуатации (например, на время отпуска, командировки, вахты и пр.).

При этом литиевые смазки необходимо применять строго по назначению, так как для различных узлов автомобиля требуются различные их составы:

  • Для ШРУСов применяются литиевые смазки с добавлением дисульфида молибдена. Такие смазки хорошо предохраняют механизмы, в которых имеют место высокие скорости вращения, как от механических воздействий, так и от кратковременного нагревания до 130 – 150°С.
  • Для смазки тросов, резьбовых соединений, цепей и других трущихся деталей успешно применяется литиевая смазка с добавлением тефлона. Этот вид смазочных материалов имеет особо высокую устойчивость к внешним агрессивным факторам (перепады температур, влажность, загрязненность и запыленность), что способствует надежной защите открытых деталей от коррозии и окисления.
  • Для защиты труднодоступных узлов автомобиля, работающих под высоким механическим давлением, применяют комплексные смазки с содержанием кондиционера металла. Такие смазки могут длительно выполнять свои функции, без необходимости их периодической замены.
  • Для всех остальных узлов и деталей машин могут применяться универсальные литиевые смазки, имеющие сбалансированные универсальные качества (эффект отталкивания воды, хорошую липкость, широкий температурный диапазон, устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям).

Источник: avtonov.com

Пластичная литиевая смазка

Работу отдельных узлов автомобилей нельзя представить без своевременной смазки. Смазанные механизмы работают плавно с минимальным износом, что обеспечивает долговечность работы и минимизацию риска поломки. Количество смазки на движущихся элементах нужно постоянно контролировать и возобновлять. Надеяться на заводскую ни в коем случае нельзя. Специалисты рекомендуют проверять уровень масла каждые 12 тыс. км.

Особого распространения обрела литиевая смазка, которая считается наиболее универсальной. Ее можно применять практически во всех узлах, чаще всего применяется в качестве смазки для редукторов.

Читать еще:  Чем шлифовать брусовой дом

Состав и характеристики

Литиевая смазка – гелеобразная субстанция, которая включает литий. Впервые была разработана в 40-х прошлого столетия и применялась повсеместно. Состав тогда был максимально простой, в обычное нефтяное масло добавляли литий в виде литиевого мыла. Часто автолюбители называет такое масло «мыльным».

На сегодняшний день она производиться на основе углеводородов, густота которым придается жирными кислотами и литиевым мылом. Различные типы могут отличаться цветом и густотой, но каждому из них характерна хорошая пластичность смазки и стойкость. Практически 70% выпускаемых смазок являются литиевыми, их еще называют литолами. Она очень популярна среди автолюбителей, так как несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, имеет довольно низкую стоимость.

Производители разработали множество разновидностей литиевых смазок, которые изготавливают из минеральных, синтетических и полусинтетических масел. В составе используются различные присадки, меняющие характеристики в необходимом русле.

Консистентная литиевая смазка отлично работает при повышенных температурах. Диапазон температур, при которых она сохраняет свои свойства лежит от -30 до 128 °C. Некоторые виды со специальными добавками, способны работать при температурах до 300 °C. При выборе литола важно обращать внимание на указанную температуру, так некоторое морозостойкие виды, способны работать при температуре от -60 °C до 90 °C, что для некоторых узлов не подойдет.

Для такой смазки, типа литол, характерна высокая гидрофобность, из-за чего ее сложно смыть водой с механизмов. Она образует тонкую прочную пленку, которая может самостоятельно восстанавливаться после повреждения. Такое свойство достигается путем добавления в состав графита. Некоторые типы смазок сделаны специально для того, чтобы их можно было легко смыть водой. Это еще один повод с осторожностью выбирать тип.

Образование масленой пленки обеспечивает защиту металлических поверхностей от коррозии. При этом некоторые виды литиевых масел могут негативно повлиять на структуру алюминия и пластика, поэтому применять их лучше только для железных деталей.

Приобретя несколько типов литола, можно практически полностью покрыть нужды, связанные с обслуживанием автомобиля.

Разновидности составов

Среди разновидностей литиевых смазок можно выделить:

  1. Минеральные.

К этой группе относиться большинство смазок, которые имеют универсальный характер. Применяются при температурах от разновидности составов -40 до 140°C. Они значительно дешевле аналогов, практически не уступают по эксплуатационным свойствам. С ее помощью можно обработать практически весь спектр автомобильных узлов.

Этот тип нельзя использовать с пластмассами, так как смазка приводит к их разбуханию и разрушению.

В основе этого типа применяются искусственно синтезированные масла. Их стоимость довольно высокая, поэтому они занимают невысокую долю рынка. Но синтетические составы имеют ряд преимуществ, они более термостойкие и устойчивые, а также могут использоваться в узлах с пластмассовыми и резиновыми элементами.

Силиконовые можно отнести к синтетическим. Они изготавливаются на силиконовой основе и имеют следующие характеристики:

  • широкий спектр рабочих температур;
  • безвредность для человека;
  • обладает высокой стойкостью к химическим веществам;
  • высокая адгезия;
  • долговечность;
  • отличная гидрофобность;
  • обеспечивает минимальное трение.

Единственным недостатком можно назвать высокую подверженность механическому воздействию, из-за чего нарушается целостность масленой пленки.

Этот тип изготавливается на основе синтетических эфирных масел. Главным преимуществом эфирных смазок является возможность их использования в механизмах с высоким показателем крутящего момента. Она хорошо подавляет шум, защищает механизмы от коррозии и отличается долговечностью.

  1. Полиальфалефиновые

Этот типа наиболее популярен среди синтетических. Использование в качестве основы ПАО-масел позволяет добиться хорошей водостойкости, низкой температуры застывания, водостойкостью и высокой вязкостью без эффекта коксования. При этом они отличаются довольно низкой ценой.

  1. Комплексные

Для производства таких масел используется комплекс литиевых мыл, в основе которых лежат соли азелаиновой, уксусной и адипиновой кислот. Благодаря этому значительно увеличивается диапазон рабочих температур (от -50 до 230 °C. Могут отлично работать под прямым воздействием воды и являются более стабильными. Комплексная литиевая смазка применяется практически во всех сферах промышленности и быта.

  1. Литиевая смазка с PTFE

Она изготавливается с добавлением тефлонов, и продается в белом баллончике. Применяется для смазки подшипников, шестерне, роликов, цепей, полозьев и тросов. Убирает скрипы во время работы, создает антикоррозийную пленку и отличается высокой устойчивость к пыли. Часто используется вместо старой синей смазки №158. Часто подобный литол имеет в составе сульфат молибдена.

Применение литиевой смазки

Литиевые смазки применяются в различных сферах, например, в радиотехники, авиационном оборудовании, автомобилях, промышленном оборудовании и механизмах, где есть узлы, подверженные трению.

Наиболее распространенные они в автомобилях. Она предназначена не только для уменьшения трения механизмов, но и увеличения работоспособности и долговечности. Чем тщательнее ухаживать за металлическими деталями, тем выше срок их службы. Проверку уровня масла нужно делать с постоянной периодичности и в тех случаях, когда возникают необычные скрипы и постукивания, а также после длительного срока хранения.

Наибольшего ухода требуют:

  1. Подвеска. Шаровая опора подвески требует своевременной смазки, для чего лучше использовать масла с добавлением графита, который позволяет возобновлять поврежденный мысленной покров.
  2. Рулевая колонка. Литол применяется для смазки пыльников.
  3. Подшипники. В автомобилях используется множество подшипники различных типов, которые должны безотказно работать. Для их смазывания лучше применять литол без графитового дополнения. Обычно применяется белая литиевая смазка.
  4. Резьбовые соединения. Любые такие соединения нужно смазывать, чтобы они не подвергались коррозии.
  5. Редуктор. Смазка нужна для повышения КПД при передаче крутящего момента.

Чтобы подобрать смазку на основе литиевого мыла для конкретных целей нужно изучить инструкцию и посоветоваться с продавцом-консультантом. Даже малейшее отклонение в составе могут значительно повлиять на свойства литола и работу смазанных механизмов.

Преимущества и недостатки

Каждый тип смазок имеет определенные преимущества, основным преимуществом смазок на литиевой основе является универсальность их использования. Практически каждый механизм можно смазывать с их помощью. Особенно они актуальны для автолюбителей. С помощью литолов можно смазать все необходимые узлы и механизмы.

Среди других преимуществ можно выделить:

  1. Водостойкость. Она практически не смывается водой, кроме отдельных типов, поэтому она более долговечная.
  2. Защита от коррозии. Благодаря гидрофобности, она отлично защищает металл от влаги и воздуха, препятствуя возникновению коррозию и преждевременному износу деталей.
  3. Стабильная консистенция. При долгом хранении смазка хорошо сохраняет консистенцию и свои свойства.
  4. Термоустойчивость. Широкий ассортимент смазок позволяет работать при разных температурах, особенно отличаются силиконовые, это очень важно особенно в автомобилях, который зимой хранятся на морозе, а при работе температура узлов быстро растет.
  5. Хорошая текучесть. Литиевые смазки легко наносить на механизмы, особенно через масленки. Она хорошо проникает в щели и обволакивает мелкие детали.
  6. Сопротивление механическому сдвигу. При механическом воздействии она сохраняет структуру маслянистой пленки.

К недостаткам можно отнести относительно высокую цену, но учитывая все вышеуказанные преимущества и разнообразия ассортимента, назвать это недостатком сложно.

Поэтому, при выборе смазки, можно смело отдавать предпочтения литолам. Они подходят для любых целей, главное, тщательно выбрать разновидность литола для своих целей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: stankiexpert.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector