Кто впервые сконструировал трехфазный асинхронный электродвигатель

Кто впервые сконструировал трехфазный асинхронный электродвигатель

Блестяще решил вопрос в пользу переменного тока наш соотечественник Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862 – 1919) – изобретатель трехфазного асинхронного электродвигателя и разработчик основных элементов трехфазной системы переменного тока. Большую часть жизни ученый прожил вдали от Родины — в Германии. Многие годы он проработал на фирме AEG (Allgemeine Electrizitalt Gesellshaft – «Всеобщая компания электричества»), начав свою инженерную деятельность в должности шеф-электрика (главного электрика). Основанная в 1881 г. как одно из отделений предприятий американского предпринимателя и изобретателя Томаса Эдисона, к 90-х гг. XIX в. фирма стала самостоятельной, а впоследствии — одним из крупнейших электротехнических предприятий Европы.

Доливо-Добровольский установил, что для создания вращающегося магнитного поля — основы работы асинхронного двигателя — технически и экономически целесообразно применение симметричной трехфазной магнитной системы, со сдвигом фаз на 120 электрических градусов. Трехфазный асинхронный электродвигатель, изготовленный Доливо-Добровольским в 1889 г., продемонстрировал высокую эффективность и неоспоримые преимущества перед двухфазными двигателями Феррариса и Тесла. По словам изобретателя: «уже при первом включении выявилось ошеломляющее для представлений того времени действие… попытка остановить его торможением за конец вала от руки блестяще провалилась, и только при особой ловкости было возможно воспрепятствовать таким способом его запуску при включении. Если принять во внимание малые размеры моторчика, это представлялось чудом для всех приглашенных свидетелей». Несмотря на это отношение к переменному току у многих оставалось сдержанным. Корифей электротехники Т. Эдисон отказался даже осмотреть новое изобретение, заявив: «Нет, нет, переменный ток — это вздор, не имеющий будущего. Я не только не хочу осматривать двигатель переменного тока, но и знать о нем». Вскоре Доливо-Добровольскому удалось решить все основные проблемы, связанные с конструкцией двигателя, устройство которого до настоящего времени принципиально не менялось.

Первой демонстрацией практического применения асинхронного двигателя и трехфазной системы стала Международная электротехническая выставка 1891 г. во Франкфурте-на-Майне. Выставку с гидроэлектростанцией на реке Неккар в городе Лауфен соединила 170-километровая линия электропередачи. А 25 августа на выставке зажглась тысяча электроламп, питаемых током от Лауфенской электростанции. Затем был пущен трехфазный асинхронный двигатель мощностью 75 кВт, приводивший в действие декоративный дестиметровый водопад. Разработки Доливо-Добровольского вскоре были внедрены в производство. Простой, экономичный и надежный двигатель переменного тока, получил широкое распространение и послужил стимулом для развития техники переменных токов и электроэнергетики в целом. В России фирма AEG в конце 90-х гг. XIX в. развернула сеть агентств в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и других городах, занимавшихся реализацией изделий своих германских предприятий. Генеральное представительство этой фирмы располагалось в Москве, в Лубянском проезде, рядом с Политехническим музеем.

Трехфазный асинхронный электродвигатель типа «DR8O» мощностью 6 л.с. (4 кВт) выпуска 90-х гг. XIX в. из собрания Политехнического музея является одним из первых серийных трехфазных двигателей фирмы AEG. Об этом свидетельствует наличие кольцевой обмотки на статоре. Впоследствии от таких обмоток отказались, перейдя на более совершенные — барабанные.

Основные элементы двигателя — трехфазная обмотка статора, шихтованный ротор с короткозамкнутой обмоткой типа «беличья клетка» — предложены и разработаны Доливо-Добровольским. Работа асинхронного двигателя основана на электромагнитном взаимодействии между статором и ротором. Токи статорных обмоток создают вращающееся магнитное поле, которое, в свою очередь, индуцируют токи в короткозамкнутой обмотке ротора. В результате взаимодействия токов ротора с магнитным полем статора создается вращающий момент.

Электродвигатель находится в рабочем состоянии. История его появления в Политехническом музее полностью не выяснена, однако, существует версия, что М.О. Доливо-Добровольский лично передал его в дар музею.

Источник: «Региональное хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»

Доливо-Добровольский Михаил Осипович (1862-1919)

Русский инженер-электротехник, создатель техники трехфазного электрического тока.

М.О. Доливо-Добровольский родился 2 января 1862 г. (21 декабря 1861 г. по старому стилю) в Петербурге в многодетной дворянской семье. Михаил был старшим ребенком. В 1873 г. родители переехали в Одессу. Здесь в 1878 г. Михаил окончил реальное училище, а 1 сентября 1878 г. поступил в Рижский политехнический институт. 22 июня 1881 г. за участие в антиправительственной агитации он был исключен из института без права поступления в другие высшие учебные заведения Российской империи. Для продолжения своего образования Михаил Осипович избрал Дармштадское высшее техническое училище, где уделялось особое внимание практическому применению электричества. Здесь в 1882 г. была учреждена специальная кафедра электротехники, которую возглавил профессор Эразм Киттлер, а в январе 1883 г., впервые в практике высшего образования, был введен специальный курс электротехники. В том же году Э. Киттлер открыл электротехническую лабораторию, в которой после окончания Дармштадского технического училища должность ассистента занял М.О. Доливо-Добровольский. Молодому преподавателю было поручено вести курс «Электрохимия с особым вниманием к гальванопластике и металлургии». В 1884-1885 гг. Михаил Осипович выступил на страницах журнала «Электричество» со своими статьями, в которых описал два изобретения в области электрохимии. Одно из них было связано с топливными элементами, второе касалось способа получения алюминия из его окиси при высокой температуре.

В 1887 г. М.О. Доливо-Добровольский был приглашен в фирму AEG (Allgemeine Elektricitats-Geselschaft), где проработал всю жизнь, пройдя путь от электрика до директора фирмы.

Творческая и инженерная деятельность М.О. Доливо-Добровольского была направлена на решение задач, с которыми неизбежно пришлось бы столкнуться при широком использовании электроэнергии. Работа в этом направлении в необычайно короткий срок привела к разработке трехфазной электрической системы и совершенной, в принципе не изменившейся до настоящего времени конструкции асинхронного электродвигателя.

Главная особенность асинхронного двигателя Доливо-Добровольского – ротор с обмоткой в виде беличьей клетки. Он выполнил ротор в виде стального цилиндра, а в просверленные по периферии каналы заложил медные стержни. На лобовых частях ротора эти стержни электрически соединялись друг с другом. В 1889 г. М.О. Доливо-Добровольский получил патент на свое изобретение.

Читать еще:  Для чего нужна киянка из дерева

Следующим шагом М.О. Доливо-Добровольского явился переход к трехфазной системе. В результате исследования различных схем обмоток ученый сделал ответвления от трех равноотстоящих точек якоря машин постоянного тока. Таким образом, были получены токи с разностью фаз 120 градусов. Таким путем была найдена связанная трехфазная система, отличительной особенностью которой являлось использование для передачи и распределения электроэнергии только трех проводов.

Весной 1889 г. М.О. Доливо-Добровольским был построен первый трехфазный асинхронный двигатель мощностью около 100 Вт. Этот двигатель питался током от трехфазного одноякорного преобразователя и при испытаниях показал вполне удовлетворительные результаты. Вслед за первым одноякорным преобразователем был создан второй, более мощный, а затем началось изготовление трехфазных синхронных генераторов. Уже в первых генераторах применялись два основных способа соединения обмоток: в звезду и треугольник. В дальнейшем М.О. Доливо-Добровольскому удалось улучшить использование статора с помощью широко применяемого в настоящее время метода, заключающегося в том, что обмотку делают разрезной и противолежащие катушки соединяют встречно.

Важным достижением М.О. Доливо-Добровольского явилось также то, что он сделал обмотку статора распределенной по всей его окружности. Вскоре он внесен еще одно усовершенствование: кольцевую обмотку статора заменил барабанной. После этого асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором приобрел современный вид.

Трехфазная система не получила бы в первые же годы своего существования столь быстрого распространения, если бы не решила проблемы передачи энергии на большие расстояния. В 1889 г. М.О. Доливо-Добровольский изобрел трехфазный трансформатор. Вначале это был трансформатор с радиальным расположением сердечников. Затем было предложено несколько конструкций так называемых «призматических» трансформаторов, в которых удалось получить более компактную форму магнитопровода. В октябре 1891 г. была сделана патентная заявка на трехфазный трансформатор с параллельными стержнями, расположенными в одной плоскости. В принципе, эта конструкция сохранилась до настоящего времени.

В 1914 г., когда разразилась Первая мировая война, М.О. Доливо-Добровольский, сохранивший российское гражданство, переехал в Швейцарию. В 1918 г. он вновь приехал в Берлин, предполагая вернуться к работе в фирме AEG. Однако болезнь сердца, мучившая его с детства, обострилась.

Умер М.О. Доливо-Добровольский в 1919 г.

Литература:
Album Academicum Русского политехнического института. – Запись № 1442.
Главный студенческий реестр Рижского политехнического института. – Запись № 1442.
Веселовский О.Н. Михаил Осипович Доливо-Добровольский. – М., Л.: ГЭИ, 1958.
Памяти Михаила Доливо-Добровольского, Spannung (AEG – Umschau). – Jahrgang 3. – 1929. – № 2. – S. 44.

Источник: «Региональное хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»

Великая Страна СССР — Союз Советских Социалистических Республик!

Источник: www.great-country.ru

История создания электродвигателя

Первые эксперименты с электромагнитными устройствами

Электромеханика является относительно молодой, по историческим меркам, отраслью науки и техники.

1800, Вольта

Итальянский физик, химик и физиолог, Алессандро Вольта, первый в мире создал химический источник тока.

1820, Эрстед

Датский ученый, физик, Ханс Кристиан Эрстед, обнаружил на опыте отклоняющее действие тока на магнитную стрелку.

1821, Фарадей

Британский физик-экспериментатор и химик, Майкл Фарадей, опубликовал трактат «О некоторых новых электромагнитных движениях и о теории магнетизма», где описал, как заставить намагниченную стрелку непрерывно вращаться вокруг одного из магнитных полюсов. Эта конструкция впервые реализовала непрерывное преобразование электрической энергии в механическую. Принято считать ее первым электродвигателем в истории.

1822, Ампер

Французский физик, Андре Мари Ампер, открыл магнитный эффект соленоида (катушки с током), откуда следовала идея эквивалентности соленоида постоянному магниту. Среди прочего Ампер предложил использовать железный сердечник, помещенный внутрь соленоида, для усиления магнитного поля. В 1820 году им был открыт закон Ампера.

1822, Барлоу

Английский физик и математик, Питер Барлоу, изобрел колесо Барлоу, по сути, униполярный электродвигатель.

1825, Араго

Французский физик и астроном, Доминик Франсуа Жан Араго, опубликовал опыт показывающий, что вращающийся медный диск заставляет вращаться магнитную стрелку, подвешенную над ним.

1825, Стёрджен

Британский физик, электротехник и изобретатель, Уильям Стёрджен, в 1825 изготовил первый электромагнит, который представлял из себя согнутый стержень из мягкого железа с обмоткой из толстой медной проволоки.

1827, Йедлик

Венгерский физик и электротехник, Аньош Иштван Йедлик, изобрел первую в мире динамо-машину (генератор постоянного тока), однако практически не объявлял о своем изобретении до конца 1850-х годов.

1831, Фарадей

Английский физик, Майкл Фарадей, открыл электромагнитную индукцию, то есть явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него. Формулировка закона электромагнитной индукции.

1831, Генри

Американский физик, Джозеф Генри, независимо от Фарадея обнаружил взаимоиндукцию, но Фарадей раньше опубликовал свои результаты.

1832, Пикси

Француз, Ипполит Пикси, сконструировал первый генератор переменного тока. Устройство состояло из двух катушек индуктивности с железным сердечником напротив которых располагался вращающийся магнит подковообразной формы, который приводился в движение вращением рычага. Позже для получения постоянного пульсирующего тока к этому устройству был добавлен коммутатор.

1833, Стёрджен

Британский физик, Уильям Стёрджен, публично продемонстрировал электродвигатель на постоянном токе в Марте 1833 года в Аделаидской галерее практической науки в Лондоне. Данное изобретение считается первым электродвигателем, который можно было использовать.

В начале в электромеханике разграничивали магнито-электрические машины (электрические генераторы) и электро-магнитные машины (электрические двигатели). Российский физик (немецкого происхождения), Эмилий Христианович Ленц, опубликовал статью о законе взаимности магнито-электрических явлений, то есть о взаимозаменяемости электрического двигателя и генератора.

Читать еще:  Форсунка для котла на отработанном масле

Первые реальные электрические двигатели

Май 1834, Якоби

Немецкий и русский физик, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, Борис Семенович (Мориц Герман фон) Якоби, изобрел первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала. Мощность двигателя составляла около 15 Вт, частота вращения ротора 80-120 оборотов в минуту. До этого изобретения существовали только устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря.

Источник: engineering-solutions.ru

Кто изобрел трехфазный двигатель – Доливо-Добровольский или Никола Тесла?

Доливо-Добровольский. Хотя Тесла и работал с трёхфазными системами (более того, именно он и предложил концепцию вращающегося магнитного поля, на которой работает такой двигатель), он чаще работал с двух- и четырёхфазными системами. Так что даже в англоязычной Википедии изобретателем трёхфазного двигателя назван Mikhail Dolivo-Dobrovolsky.

Именно Доливо-Добровольский предложил трёхфазную систему, такую какая сейчас есть..

Он же разработал два вида асинхронных двигателя: с к.з. ротором, которые сейчас в основном используются, с фазным ротором (сейчас мало используются) и ещё двигатель с повышенным пусковым моментом!!

И ещё Доливо-Добровольский разработал и предложил трёхфазный силовой трансформатор и трёхфазную ЛЭП и генератор, при этом построил действующий образец к выставке: генератор, трансформатор, ЛЭП и двигатели.. Первым, кто описал вращающееся магнитное поле (именно это основ асинхронника) был Феррарис..

Тесла тоже типа что-то там комбинировал, но коряво и не практично, в основном на двухфазном токе и его комбинациях — потом выяснилось, что это фуфло несусветное:/

Так что первым, кто описал основу асинхронных двигателей — это Фераррис, а все основные нормальные рабочие образцы предложил Доливо-Добровольский.. Тесла здесь сбоку припёку, известен больше спекулятивными «изобретениями» типа передачи электроэнергии без проводов, да не практичным генератором Тесла, который создаёт сверхвысокое напряжение..

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Кто впервые сконструировал трехфазный асинхронный электродвигатель

В 21-ом веке электродвигатели имеют особое место в нашей жизни. Они находятся почти во всех технических агрегатах, которые мы видим каждый день, будь то пылесос, стиральная машина, система вентиляции. Это безусловно очень важное достижения прогресса, которое появилось в середине 19-го века, и было предвестником индустриальной эры.

Электродвигатель был создан в 1834 году Борисом Якоби, русским пионером электротехники, и после некоторых усовершенствований в 1838 году был установлен на лодке, которая могла с его помощью перемещаться по реке со скоростью около 4 кмч. Но несмотря на это изобретение, электродвигатели не могли найти массового применения, до того момента, пока не был создан электрический генератор, поскольку осуществлять их питание от батареи было крайне неудобно. Первый двигатель переменного тока был сконструирован и создан Чарльзом Уитстоном в 1841 году. Началом применения переменного тока для электродвигателей принято считать 1889 год, когда инженер Доливо- Добровольский сконструировал первый трехфазный асинхронный двигатель. Первая линия трехфазного переменного тока была создана в 1891 году. Результаты использования этой линии доказали физическую возможность применения трехфазного тока, для передачи больших объемов электроэнергии с высокими показателями КПД. К началу 20-го века появились прототипы основных электромашин.

Именно с того времени началось быстрое развитие электрификации промышленных предприятий и транспорта. Одновременно с этим появляются первые турбогенераторы. Это дает толчок к увеличению мощности генераторов. Для сравнения в 1900 году пиковая мощность генератора составляла 5кВт, а в 1920 году эта величина составляла 60 тысяч кВт. Создание водного охлаждения позволило создать турбогенераторы мощностью около 550 тысяч кВт.

На данный момент электродвигатели имеют следующие характеристики. Максимальная мощность. Она как принято в физике измеряется в Ваттах. Этот параметр зависит от конструкции, материала изготовления, и технологии создания. Несколько двигателей имеющие одинаковую массу и размер могут иметь различную мощность исключительно из-за технологии производства. Как правило, именно этот параметр задает ценовую категорию для двигателя. Далее рассматривают номинальное напряжение и ток, а так же сопротивление обмотки, как вы знаете, эти параметры неизменно влияют друг на друга. При более низком сопротивлении, возрастает максимальное значение ампер. Третьей характеристикой являются номинальные обороты в минуту. Конструкция современного двигателя направлена на получение более высоких оборотов, или же наивысшего момента на валу. Следовательно, двигатель с большим диаметром имеет увеличенный высокий момент и уменьшенные обороты.

Большинство двигателей формируют два магнитных поля, переменное и неподвижное, при этом неподвижное производят постоянные магниты, в то время как переменное создается обмоткой. Неподвижное поле работает по базовым определениям механики, магнит имеет два полюса, северный и как положено южный, противоположные полюса имеют притяжение, одинаковые притягиваются и вследствие этого создается сила взаимодействия. Но для того, чтоб двигатель начал свое вращение требуется менять эти направления. Соответственно, в реальности вращение происходит из-за изменения этих параметров, полюс притягивается, полюс отталкивается. Таков основной принцип действия электродвигателя.

Источник: www.sites.google.com

Тесты по теме «Асинхронный электродвигатель»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тесты по теме «Асинхронный электродвигатель»

1. Что называется электрической машиной?

А). Устройство, предназначенное для электрификации и автоматизации производства.

Б). Электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанные обмотки и предназначенное для преобразования одной системы переменного тока в другую.

В). Электромеханический преобразователь, в котором преобразуется механическая энергия в электрическую и наоборот.

2. Дайте определение электродвигателя.

А). Машина, преобразующая механическую энергию в электрическую.

Б). Электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанные обмотки и предназначенное для преобразования одной системы переменного тока в другую.

В). Машина, преобразующая электрическую энергию в механическую.

3. Дайте определение генератора.

А). Машина, преобразующая механическую энергию в электрическую.

Читать еще:  Кованые изделия лестницы фото

Б). Электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанные обмотки и предназначенное для преобразования одной системы переменного тока в другую.

В). Машина, преобразующая электрическую энергию в механическую.

4. Какие законы лежит в основе работы электрических машин?

Б). Закон Джоуля – Ленца.

В). Законы электромагнитной индукции и электромагнитных сил.

5. При каком условии обмотки статора соединяются «треугольником»

6. Какие двигатели получили наибольшее распространение?

А) Двигатели постоянного тока.

Б) Асинхронные электродвигатели.

В) Синхронные электродвигатели.

7. Может ли ротор АД вращаться синхронно с вращающимся магнитным полем статора?

В) Не имеет значения.

8. У какого двигателя обмотка ротора соединяется «звездой» при изготовлении?

Б) АД с короткозамкнутым ротором.

В) АД с фазным ротором.

9. При каком условии обмотки статора соединяются «звездой»?

10. Если происходит выработка электроэнергии, то это….

11. Выберите схему асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

12. Кто впервые сконструировал трёхфазный асинхронный электродвигатель? Год.

А) Б.С. Якоби, 1834 г.

Б) М.О. Доливо-Добровольский, 1889 г.

В) П.Н. Яблочков, 1876 г.

13. Основные элементы асинхронного электродвигателя.

А) Статор, ротор, вал, обмотки.

Б) Станина, якорь.

В) Статор, якорь, подшипники.

14. Из какого материала выполняют статор асинхронного электродвигателя

А) Электротехническая сталь.

15. Как включены обмотки статора трехфазного асинхронного электродвигателя?

А) 1- «треугольник», 2 – «звезда», 3 — «звезда», 4 — «треугольник»,

Б) 1- «звезда», 2 – «треугольник», 3 — «звезда», 4 — «треугольник»,

В) 1, 3 — «звезда», 2, 4 — «треугольник».

16. Условие, необходимое для работы асинхронного электродвигателя

17. Укажите деталь, не принадлежащую асинхронным машинам?

18. Асинхронный электродвигатель-это двигатель работающий

А) На постоянном токе.

Б) На переменном токе.

В) Дизельном топливе.

19. Скольжение ротора- это

А) Отставание частоты вращения ротора от частоты вращения магнитного поля статора.

Б) Отставание частоты вращения статора от частоты вращения ротора.

В) Скольжение обмотки ротора по обмотке статора.

20. Скольжение ротора в момент пуска

В) Может иметь любое значение.

21. Вращающий момент асинхронного электродвигателя

А) Не зависит от номинальной мощности.

Б) Прямопропорционален номинальной мощности.

В) Обратнопропорционален номинальной мощности.

22. Из какого вещества выполняются стержни короткозамкнутого ротора?

23. Как укладываются обмотки асинхронного двигателя?

А) Наматываются на ротор.

Б) Укладываются в пазы статора и ротора.

В) Запаиваются в корпус статора.

24. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя основан на:

А ) Взаимодействии вращающегося магнитного поля статора с током ротора.

Б) Взаимодействии вращающегося магнитного поля статора с общим магнитным полем ротора.

В) Взаимодействии магнитного поля статора с током ротора.

25. Укажите основные недостатки трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором при прямом пуске в ход.

А) Малый пусковой момент.

Б) Большой пусковой ток.

В) Оба определения верны.

26. Герметичная электрическая машина- это

А) Машина, защищённая от попадания жидкости, пыли.

Б) Машина, защищённая от попадания внутрь посторонних предметов.

В) Защищённая машина, исключающая возможность сообщения между её внутренним пространством и окружающей средой.

27. Погружная электрическая машина – это

А) Машина, защищённая от воспламенения.

Б) Машина, предназначенная для эксплуатации в условиях погружения в жидкость.

В) Машина, защищённая от попадания внутрь посторонних предметов.

28 . Определите для асинхронного двигателя число n оборотов в минуту вращающегося поля при частоте тока f 1 = 50Гц и шестиполюсном статоре.

29. Число пар полюсов асинхронного двигателя увеличили в два раза. Как изменится число оборотов вала двигателя?

А) Увеличится в два раза.

Б) Уменьшится в два раза.

30. Укажите типы электрических машин представленных на рисунке.

А) 1 — асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором;

2 — асинхронный двигатель с фазным ротором;

3 — двигатель постоянного тока.

Б) 1 — асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором;

2 — двигатель постоянного тока.

3 — асинхронный двигатель с фазным ротором.

В) 1 — асинхронный двигатель с фазным ротором;

2 — двигатель постоянного тока.

3 — асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

  • Железняков Андрей ВладимировичНаписать 6924 10.03.2017

Номер материала: ДБ-255092

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    10.03.2017 973
    10.03.2017 3143
    10.03.2017 268
    10.03.2017 348
    10.03.2017 210
    10.03.2017 350
    10.03.2017 406

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: infourok.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector