Кто придумал колючую проволоку

Кто придумал колючую проволоку

Изобретение колючей проволоки — это не самое главное достижение технического прогресса человечества, однако и оно оказало свое влияние на мир, правда, не совсем положительное.

История появления колючей проволоки связана с освоением Великих равнин, расположенных на территории США. Пришедшим на эти земли скотоводам и фермерам необходимо было делать ограждения, для защиты своих пастбищ от «чужого» и дикого скота. Делать изгороди из древесины выходило очень дорого, намного выгоднее было использовать проволоку, однако и здесь нашлись свои минусы. Животные практически не замечали проволочные заграждения и постоянно их рвали и валили опорные столбы.

В 1873 году фермер Генри Роуз на ярмарке, которая проводилась в округе Де Кальб (штат Иллинойс), продемонстрировал свое изобретение. Оно представляло собой обыкновенную доску с вколоченными в нее с разных сторон и остро оточенными гвоздями. Эти доски планировалось встраивать в проволочную изгородь, и, по мнению автора изобретения, таким образом, создавалось непреодолимое препятствие для крупного рогатого скота. С этого и начинается история колючей проволоки. Ведь на той ярмарке присутствовали три товарища: Якоб Хейш, Айзек Эллвуд, Джозеф Глидден, которые проявили живой интерес к изобретению Роуза.

Один из друзей, фермер Д. Глидден, решил создать колючий забор без досок. Он стал резать проволоку на небольшие кусочки и оборачивать их на пару витков, вокруг основной проволоки заграждения, при этом кончики обернутых отрезков были острыми и заменяли по своей функции, вбитые в доску гвозди. Но получившиеся таким образом колючки не были закреплены и постоянно перемещались по длинной проволоке. Тогда Глидден решил использовать еще кусочки проволоки, наматывая их на уже сделанные колючки. Таким образом, получались колючки, которые имели 4 шипа и надежно держались на основной проволоке. Данная конструкция была настолько удачной, что Айзек Эллвуд предложил Глиддену стать партнерами и начать совместное производство колючей проволоки. В ноябре 1874 года Глидден запатентовал свое изобретение.

Одновременно Якоб Хейш запатентовал свой вариант колючей проволоки. Друзьями была создана «Компания колючей проволоки», которая в течение 1874 года продала 5 тонн «колючей» продукции. Уже в следующем году объемы продаж компании выросли в 60 раз! Рост спроса был обусловлен также и изобретением новых видов проволоки. Начались патентные баталии, которые продолжались на протяжении многих лет. Победителем из них вышел Д. Глидден, конструкция проволоки которого была самой удачной.

В 1876 году Глидден продал свою долю в бизнесе компании «Washburn and Moen» за 60 тыс. долларов и 50 % отчисления с каждого центнера. Такие условия привели к тому, что к 1906 году Джозеф Глидден стал одним из богатейших людей Америки.

Источник: xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История создания колючих заграждений

История возникновения колючей проволоки и егозы

В 1899-1902 годах во время англо-бурской войны впервые использовали колючую проволоку в качестве противопехотных заграждений.

В 1904-1905 году российская армия впервые, во время русско-японской войны подключила к колючим заграждениям электрический ток.

Колючая лента была изобретена в Германии во время первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки. Кроме того, она занимала мало места, но уступала по эффективности колючей проволоке — ее легко можно перерезать ножницами.
Колючая лента просто выштамповывалась из металлической ленты и не имела проволочного сердечника.
Такую ленту было сложнее перерезать кусачками, но она была нестойкой против ножниц по металлу и слабее на разрыв.

Начиная с 70-х годов не армированную колючую ленту широко применяли при ограждении тюрем, больниц для душевнобольных.
С 1981 года начали армировать колючую ленту проволокой. Это явилось предметом патентного спора между брендами Man Barrier и Razor Ribbon.
Последний повлиял на современное название колючих заграждений из армированной колючей ленты в англоязычном варианте Razor Barbed Wire.
Армированную колючую ленту начали широко использовать в военных целях, так как не армированную колючую ленту можно было легко перерезать ножницами.
Армированную колючую ленту практически нереально перерезать ножницами или перекусить пассатижами без специального инструмента.

В 1982-1986 году 15 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР проводил научно-исследовательскую работу по теме «ЕГОЗА». Результат данной работы — изобретение изделий: колючая лента заградительная – стальная армированная (КЛЗ-СА); станок для ее изготовления И-1641.
Так и начали назвать спиральные колючие заграждения в бывшем Советском Союзе — Егоза.
Приблизительно в это время начало развиваться производство колючих ленточных заграждений в СССР и в Украине в частности. Производство колючих спиральных заграждений сосредоточилось в тюрьмах. Производилась преимущественно егоза из скрученной колючей ленты, которую производили на станке «Самшит». В конце прошлого и в начале нынешнего столетия украинские производители освоили производство егозы из армированной колючей ленты.

В начале нового тысячелетия в России началось массовое патентование армированной колючей ленты, а также названия: Егоза, спираль Бруно, Концертина, которые уже давно стали обозначать название колючего спирального заграждения их армированной колючей ленты, станков для производства Егозы.
При этом в большинстве случаев патентовались изобретенные ранее другими людьми изделия, но есть и собственные разработки.

В этот же период различные виды егозы начали продавать под торговыми марками: проволока егоза ТМ Казачка, Егоза Алебарда и другие.

В 2008 году появились и в Украине изобретатели, которые получением патентов на армированную колючую ленту тоже поставили под сомнение авторство изобретателей 1981 года.

Это не первый и не последний случай в истории человечества, когда с помощью патентов отдельные личности пытаются либо монополизировать рынок, либо получить дополнительную прибыль с существующих производителей.

Источник: metizy-94.com.ua

История колючей проволоки

Свой исторический путь колючая проволока начала из равнин Северной Америки. Первыми на эти земли пришли скотоводы, и перед ними тут же встала непростая проблема – как сделать так, чтобы пасущийся скот не нарушал границ частных владений? Дело в том, что достаточного количества изгородей поблизости не было, а везти его издалека было накладно. В этом случае проволочная изгородь оказалась самым дешёвым решением, но простая проволока для рогатого скота вовсе не была помехой. Как это часто бывает, подсказка для окончательного решения этой проблемы пришла из мира природы.

В 1873 году в Иллинойсе, некий Генри Роуз предлагал фермерам на ярмарке купить у него ветви растений. Это растение называлось маклюра оранжевая, и обладало редкостной колючестью. Как уверял Роуз, оградив пастбище маклюрой, фермеры могут быть совершенно спокойны за скот.

Насмотревшись на эти колючки, фермер Джозеф Глидден придумал способ изготавливать колючую железную проволоку. Глидден мастерил шипы при помощи дробилки для кофе и обматывал их вокруг основы, а чтобы шипы не смещались, он накладывал сверху другой слой проволоки.

Удачная конструкция Глиддена Была основана на более ранних разработках. В том числе на предложенной французом Луи Жаненом в 1865 году. Однако почему-то Глидден признан отцом колючей проволоки. Одновременно с Глидденом над изобретением колючей проволоки работали и другие умы. Некто Исаак Элвуд выкупил у Глиддена половину прав на это замечательное изобретение. В 1874 году Элвуд и Глидден основали совместную фирму, и принялись производить колючку на заднем дворе скобяной лавки Элвуда. Их бизнес быстро развивался, и в 1875 году в США было изготовлено уже 270 тонн колючей проволоки.

Ещё одним отцом колючки может быть назван Джон Гейтс из того же штата Иллинойс. Открыв в Сент-Луисе и применив там конвертерный способ выплавки стали, Гейтс быстро снизил стоимость проволоки с 18 до 8 центов за фунт. В 1876 году на выставке в Сан-Антонио он соорудил загон на центральной площади города, и заточил в нём несколько десятков коров. Это была грандиозная рекламная акция. Демонстрация преимуществ нового ограждения сопровождалась предложениями разместить заказы на его изготовление.

Снижение цены сделало колючую проволоку самым ходовым товаром в скотоводческих регионах. Постепенно весь средний запад и Техас оказались перетянуты сотнями километров колючей проволоки.

К началу 20 века производство колючки возросло до 150 000 тонн, а Гейтс стал её монопольным производителем, президентом Американской Стальной Компании, и одним из самых богатых людей Америки.

Появление колючей проволоки в США также встретило многочисленные протесты – прежде всего, со стороны разных религиозных общин. Раны, которые наносила колючка, религиозные активисты называли работой дьявола, а сам вредоносный материал – дьявольской проволокой, и как в воду глядели! Очень скоро колючей проволоке нашлось новое перспективное применение, и остроту железных шипов быстро ощутили на себе не только животные.

Колючая проволока и прелести демократии

В 1892 году, во время стачки горняков в штате Айдахо, в городке Керр-Даллен владельцы шахт свободолюбиво и демократично заперли более тысячи бастующих в лагерь, обнесённый колючей проволокой. Так впервые её примерили к человеку, но это было только начало. Уже через несколько лет испанцы первыми в истории стали строить концентрационные лагеря на Кубе, а вслед за ними этим делом занялись и англичане. С 1900 года Англия вела в Южной Африке войну с бурами – потомками голландских колонистов. Несмотря на первоначальные успехи англичане никак не могли одолеть бурских партизан. Вскоре британские войска применили новое оружие – так называемые лагеря для беженцев. В них помещались не пленные мужчины-воины, а их жёны, дети и родители. По сути, это были просто заложники, а вовсе не беженцы.

Условия содержания беженцев-заключённых в этих лагерях были просто ужасающими. В результате буры потеряли 4000 убитыми в сражениях, а вот умершими в построенных англичанами лагерях от голода, холода и болезней – до 28000 человек. Англичане полагали, что изоляция всех гражданских лиц за колючей проволокой лишит партизан убежища, пищи и медицинской помощи, и к 1902 году южноафриканскую степь пересекли 35 укреплённых линий. Общая протяжённость установленных проволочных заграждений измерялась тысячами километров. Под контроль было взято огромное пространство. Партизанская война практически прекратилась. Тающие отряды буров то и дело попадали в окружение. Летом 1902 года повстанцы сдались. Этот ранний опыт англичан был использован затем в многочисленных концентрационных лагерях в Германии. Ясно, что без колючей проволоки репрессии столь грандиозных масштабов были бы просто технические неосуществимы. Колючая проволока стала символом того чудовищного насилия, которое человек творил над человеком на протяжении большей части двадцатого века.

Военная колючая проволока

Военные стратеги быстро оценили заградительные свойства колючей проволоки, и первой большой войной, на которой колючка стала применяться против кавалерии и пехоты, стала русско-японская война 1905 года. Через десять лет, с началом Первой Мировой войны, без колючки уже невозможно было представить себе боевые действия.
После краткого периода маневренной войны осени 1914 и зимы 1915 годов, линии фронтов практически остановились. Началась долгая изнурительная позиционная война, называемая историками странной войной. Этот момент стал поистине звёздным часом колючей проволоки.
Оборонительный артиллерийский и пулемётный огонь из многорядных проволочных заграждений, тянувшихся на десятки и сотни километров, срывал любые атаки. Кавалерия в таких случаях была совершенно безполезна.

Чтобы выйти из этого позиционного тупика, изобрели танки. Форма первых танков была обусловлена именно необходимостью давить и прорывать проволочные заборы.
Колючая проволока применялась и в годы Второй Мировой Войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более манёвренной, на установку многорядных заграждений зачастую не оставалось времени, да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали все проволочные баррикады, делая проходы для пехоты.
Однако технический прогресс не стоял на месте, и колючую проволоку постоянно совершенствовали. На это поприще было выдано более 500 патентов, а всех разновидностей колючей проволоки на данный момент насчитывается около двух тысяч.

Источник: xn----8sbwecb5biaenc.xn--p1acf

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Жизнь известных людей (4362)
  • Мир музыки (3682)
  • Кинофильмы художественные (3057)
  • Литература (2207)
  • Кинофильмы документальные (2186)
  • История (1962)
  • Города и страны (1740)
  • Москва (68)
  • Природа (1538)
  • Театр (732)
  • Политика. Общество. Философия (641)
  • Юмор (550)
  • Тайны (414)
  • Мультфильмы (306)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История колючей проволоки

В 1863 году кузнец Майкл Келли (Michael Kelly) разработал первый вариант колючей проволокив 1868 году он запатентовал свое изобретение, которое состояло из двух скрученных проволок с нанизанной на одну из проволок плоской двухсторонней колючкой.
В конце 1872 года, фермер из Иллинойса Генри Роуз начал прикреплять дощечки с заостренными кусками проволоки к рогам коров. Когда корова натыкалась на проволочное заграждение, то заостренные куски проволоки впивались ей в голову, и она отходила от заграждения. Генри Роуз решил, что гораздо эффективнее будет прикрепить дощечки с заостренными кусками проволоки непосредственно к самому проволочному заграждению. Таким образом, он придумал колючую проволоку — новое ограждение для домашнего скота, которое использовали для ограждения железнодорожных путей. Он запатентовал эту колючую проволоку в мае 1873 года и продемонстрировал летом на сельскохозяйственной выставке в городе Де Калб, штат Иллинойс.
На выставке побывали Исаак Эллвуд, Джозеф Глидден и Джекоб Хэйш. Они продолжили работать над улучшением конструкции. И в 1874 году вышло сразу несколько патентов, среди которых был признан лучшим патент Джозефа Глиддена, который представлял собой две скрученные между собой проволоки, на одну из которых был накручен отрезок проволоки с двумя заостренными концами.
Исаак Эллвуд также запатентовал в этом году новый тип колючей проволоки, но признал, что патент Глиддена лучше, чем его. По другим сведениям Глидден изготовлял шипы дробилкой для кофе и обматывал их вокруг проволоки. Чтобы шипы не смещались, Глидден обматывал их другой проволокой.

Среда, 27 Июня 2012 г. 22:28 + в цитатник

День рождения «колючки»

У всех вещей на свете есть своя история — это понятно. Но вот заглянув в календарь, я обнаружила такую информацию: оказывается 25 июня — день рождения . КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ. Представьте себе!

25 июня 1865 был получен первый патент на весьма неоднозначное изобретение: француз Луи Джаннин предложил в качестве ограждения колючую проволоку.

Колючая проволока (простореч. — «Колючка») — проволока с расположенными на ней острыми шипами, используемая для строительства простых и недорогих заграждений, а также для улучшения свойств уже существующих. Человек или животное, пытаясь пройти сквозь колючую проволоку, будет испытывать болезненные ощущения или может получить рану.

Предпосылкой к изобретению колючей проволоки было отсутствие в западных штатах древесины для строительства загонов для скота. Колючая проволока решала эту проблему как нельзя лучше — забор из колючей проволоки был намного дешевле и значительно эффективнее деревянного забора. Когда проволочные заграждения в конце 19 -го столетия стали широко доступными в Соединённых Штатах , особенно в Техасе , стало возможным ограждать намного большие территории, чем раньше. Это дало огромный толчок развитию животноводства .

Проволочные заборы из патентов США №314785, 353129, 419567, 420987, 422422

В конце 1872 г. фермер из Иллинойса Генри Роуз придумал новое ограждение для домашнего скота — проволочный забор, к которому прикреплены дощечки с кусками заточенной проволоки. Он запатентовал его в мае 1873 г. и продемонстрировал летом на сельскохозяйственной выставке в городе Де Калб, Иллинойс. Это побудило Джозефа Ф. Глиддена работать над улучшением конструкции.

Фрагменты изображений первых патентов Джозефа Глиддена: № 157124, RE6913, RE6914

Глидден изготовлял шипы дробилкой для кофе и обматывал их вокруг проволоки. Чтобы шипы не смещались, Глидден обматывал их другой проволокой.

Удачная конструкция колючей проволоки Глиддена была основана на более ранних разработках, в том числе предложенной французом Луи Джаннином в 1865 г.

Бизнес быстро развивался. В США 1875 г. было изготовлено 270 тонн колючей проволоки, а к 1900 году производство возросло до 150 000 тонн.

Ограждения из колючей проволоки стали стандартными для содержания крупного рогатого скота в большинстве штатов. В Новой Зеландии в колючих заборах делают проходы для собак, так как они — главные средства управления животными на фермах.

Вскоре колючую проволоку стали применять и против людей. Она стала использоваться для ограждения земельных участков, предприятий и других территорий, которые нужно было защитить от вторжения посторонних. Также колючая проволока стала применяться в тюрьмах для усложнения побега. В ограждениях против людей колючая проволока обычно закрепляется сверху на сплошном заборе или сетке-рабице . Секции проволоки зачастую делают наклонными, что усложняет их преодоление.

В военное время колючую проволоку уже используют для строительства и укрепления фортификационных заграждений. На армейском жаргоне один из видов заграждения именуется «спотыкач». «Спотыкач» предназначен для замедления движения пехоты и лишения ее возможности наблюдать за полем боя и вести прицельный огонь из стрелкового оружия.

В войнах конца XIX — начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение, а ее «звездным часом» явилась Первая мировая война. «После короткого периода маневренной войны осени 1914 — зимы 1915 г., — пишет Ю.Веремеев, — фронты зарылись в землю, и началась долгая изнурительная позиционная война. Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII в., обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки». И только танк заставил «колючку» начать сдавать свои позиции.

Многие историки полагают что сам вид оружия -танк, своим появлением на свет обязан именно колючей проволоке. Возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно.

Спираль Бруно

На одну спираль требуется около 20 кг колючей проволоки и 3 кг гладкой вязальной проволоки. Два бойца приготовят спираль Бруно за 1 час. Установка спирали двумя бойцами на местности требует 2-4 минуты.

Разновидность колючей проволоки — колючая лента наносит более серьёзные раны и сложнее преодолевается людьми без инструментов, давая охране больше времени на реагирование. Кроме обычных царапин и испорченной одежды, данное заграждение способно даже убить человека в случае большой потери крови. Человек с инструментами одинаково быстро преодолеет колючую проволоку и колючую ленту.

Колючая лента изобретена в Германии во время Первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки.

Современная колюче-режущая проволока состоит из проволоки и металлической ленты с лезвиями, которая обжата вокруг проволоки. Эту ленту стали скручивать в спираль. Витки спирали в 3—11 местах соединяются с помощью проволоки, ленты или металлической скобы. При растягивании этой спирали образуется труднопреодолимое цилиндрическое колючее заграждение. В художественной литературе и среди специалистов по охране такой вид заграждения называют « Егоза »

В Соединённых Штатах Америки , как исторической родине колючей проволоки, очень популярно коллекционирование её образцов, особенно первых десятилетий её производства. На старых заброшенных фермах разыскиваются бухты неиспользованной колючей проволоки, которые затем режутся на куски определённой коллекционной длины и выставляются на продажу.

По номенклатуре выпускавшихся в прошлом оригинальных образцов колючей проволоки издаются аннотированные каталоги для коллекционеров, проводятся ежегодные выставки и слёты коллекционеров.

Различные варианты шипов

Музей Колючей Проволоки, Канзас, расположен в городке ЛаКросс и посвящен исключительно истории и легендам о колючей проволоке, которую иногда называют «Лассо Дьявола». На выставке представлено свыше 2000 экземпляров проволоки, включая образцы изготовленные в период с 1870 по 1890 гг. Сотни старинных инструментов для ее изготовления демонстрируют изобретательность людей того времени. «Колючая проволока сделала Америку Америкой, — свято убеждены создатели музея. — Без Джозефа Дикий Запад остался бы навсегда диким». Самый поразительный экспонат — воронье гнездо, найденное неким железнодорожником неподалеку от путей.

А вот этой милой лисичке колючая проволока нипочем! Молодец!

Кстати, есть про этого лиса и колючую проволоку вот такая история.

«Давно у нас на острове работал на нефтевозе мужик один, не помню его имени. Так вот он частенько приезжал к нашему охраннику в гости. И все ничего, но приезжал он не один, а со здоровенным псом в кабине. И просил я его не выпускать пса у нас, уговаривал, как мог, но мужик втихаря все же давал псу свободу. Нет, я тоже люблю собак, но дело в том что вокруг наших домиков в тундре куча птичьих гнезд., одна куропатка даже сделала себе гнездо в полуметре от тропинки и в семи метрах от двери сторожки, чуть поодаль в траве гнезда уток, а пуночки вообще позанимали все возможные и невозможные щели для гнезд. Собаки, к сожалению, разоряют все подряд, душат всех без разбору даже будучи сытыми.
И помог лис. Как-то раз я выхожу из балка и вижу, как за нашим лисом с жутким лаем несется этот пес! У меня аж сердце остановилось: все, хана лисичке. А лисяра еще и бежит так трусцой и не торопится. Пес почти догнал его, но вдруг как-то так резко встал и как жутко завизжит! Я сначала не понял, что произошло. Оказывается, что этот хитрюга прошел между рядами колючей проволоки, а пес её не заметил и с разбегу налетел на шипы! Лисяра, так же спокойно продолжил свой бег трусцой, даже не оглянулся! Но как он знал, что пес не заметит проволоку. Если бы не она, пес бы его разорвал. Кстати, пес из кабины больше не выходил.» (Автор Dmitry Deshevykh)

Автор этого коллажа подошел с юмором к вопросу происхождения колючей проволоки

А вот еще какие забавные вещицы сделаны из колючей проволоки:

Мариуполь, памятник жертвам голода 1930-х годов.

Вот как много может рассказать самая обычная колючая проволока! История ее извилиста, как она сама. Изначально изобретенная как помощница в сельском хозяйстве, со временем стала и орудием преступлений, и защитницей от преступников, и кем еще только она не стала.

Источник: www.liveinternet.ru

История колючей проволоки.

В «архитектуре» войн XX века одним из важнейших конструктивных элементов была колючая проволока. Служившая как для формирования поясов заграждений на линии фронта, так и для оцепления концентрационных лагерей, «колючка» быстро обросла не только прагматическими, но и символическими значениями, превратившись в эмблему войны и насилия.

Впрочем, колючая проволока вовсе не была изобретением военного времени. Родиной ее считаются США, где во второй половине XIX века бурно осваивались земли на западе страны. Прототипом современной колючей проволоки считается курьезное изобретение некоего фермера Генри Роуза, придумавшего прикрепить к голове коровы кусок доски с заостренными кусками проволоки, чтобы животное причиняло себе боль при попытке пробраться сквозь ограждение. Спустя некоторое время простодушный фермер догадался, что гораздо проще крепить подобные элементы не на лоб животного, а на саму изгородь. Его изобретение, представленное на выставке в 1873 году, вдохновило Джозефа Глиддена, Айзека Эллвуда и Джейкоба Хейша на создание проволочного ограждения с закрепленными на нем острыми кусками проволоки. Производство проволоки с тех пор стало бурно развиваться. Первое же упоминание о колючей проволоке было зафиксировано во Франции в 1860 году, где было предложено ограждение, которое состояло из плоской и тонкой проволоки. Затем спустя пять лет в 1865 году французом Луи Джаннином была запатентована двойная проволока с ромбовидными металлическими зубцами.

Если во время Англо-бурской войны колючая проволока играла огромную стратегическую роль, разграничивая большие участки пространства, то в Русско-японской войне роль проволоки была преимущественно тактической: она использовалась для защиты окопов. Тогда же, во время конфликта 1904–1905 гг., на некоторых участках проволочных заграждений впервые пустили ток.

Проволочные укрепления стали настолько популярными, что в условиях нехватки колючей проволоки ее стали заменять колючей лентой – еще одним изобретением периода Первой мировой войны. Колючая лента, родиной которой стала Германия, хоть и была первоначально менее прочной, чем проволока, наносила более опасные раны. Армейская колючая лента используется в нескольких модификациях и сегодня. Таким образом, именно Первая мировая война стала временем создания всех наиболее эффективных конструкций проволочных заграждений, многие из которых применяются до сих пор. Кроме обычных царапин и испорченной одежды, данное заграждение способно даже убить человека в случае большой потери крови.

Колючая лента изобретена в Германии во время Первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки. В этот же период француз Бруно предложил наматывать колючую проволоку на барабан и получившуюся колючую спираль быстро монтировать в поле с помощью длинных шестов. В дальнейшем спиральные заграждения из колючей проволоки получили название «Спираль Бруно». Если можно так выразиться, то именно «звездным часом» колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая и изнурительная позиционная война.

Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

Первая мировая война значительно изменила конструкцию колючей проволоки: если сельскохозяйственная проволока имела обычно 7 пар шипов на метр, то проволока для военных нужд – 14 и более. Увеличилась и ее ширина. Так, к примеру, согласно французскому уставу 1915 года, минимально допустимым проволочным заграждением считалось заграждение из двух рядов столбов, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга, а британский устав 1917 года определял наименьшую ширину проволочного укрепления в 9 м.

Разрушать железную нить на деревянных столбиках при помощи чудовищного чугунного потока, где на метр проволоки приходится десятки и сотни пудов металла, этот способ особенно ярко обнаружил свою несостоятельность в грандиозных боях Шампани. Когда были разрушены и захвачены укрепления первой линии, и, для того чтобы прорвать немецкий фронт, нужно было только непрерывно продолжать наступление, французская артиллерия вдруг замолчала перед немецкими траншеями второй линии, очистить которые уже готовились немецкие войска. Оказывается, пушечные стволы до такой степени разогрелись от непрерывной стрельбы по колючей изгороди, что дальнейшее продолжение стрельбы — там, где прежде всего требовалась непрерывность атаки, — оказалось невозможным. Это и была одна из причин, которые свели победоносное наступление в Шампани на нет.

В Первую мировую применялись 20 и даже 30-рядные проволочные заграждения! При этом немецкие окопы на Восточном фронте были опутаны такой прочной проволокой, которую часто не брали наши ножницы! Для разрушения вражеских заграждений русские умельцы предложили мортирку, которая стреляла по проволочным заграждениям якорьком с тросом. Зацепившись за проволоку, можно было из укрытия, не подставляя себя под выстрелы, растаскивать проволочные заграждения.

Первая мировая война успешно развивала и вторую функцию колючей проволоки – ограничительную: она была идеальным материалом для создания ограждений в лагерях военнопленных или концентрационных лагерях (к примеру, в лагерях для интернированных немцев, проживавших в Великобритании). Большое значение здесь имела не только доступность проволоки и легкость в установке таких заграждений, но и их прозрачность, позволявшая без труда просматривать и контролировать территорию лагеря с размещавшихся по периметру заграждения караульных вышек.

Эта же функция, – контроля над пространством, – стала доминирующей при организации концлагерей во время Второй мировой войны. Именно колючая проволока была своего рода архитектурной доминантой этих лагерей. Часовые, стрелявшие на поражение при приближении к проволоке, а также пропущенный по ней электрический ток делали ее почти непреодолимой преградой или, неожиданно, единственным средством освобождения из «лагеря смерти» (т.е. способом суицида). Пленники всегда чувствовали себя окруженными именно ею, она не только обозначала границы лагерей, но и организовывала пространство внутри лагерного комплекса, как, например, в Освенциме или Треблинке. Так, в Треблинке проволока разделяла зону приема, жилые кварталы и «лагерь смерти». Ее особенностью было переплетение с кустарником, ветвями деревьев и хворостом. Коридор, ведущий к газовым камерам и известный как «дорога в небо» или «труба», был окружен проволокой, столь густо переплетенной с ветками, что видимость была практически нулевой. Сходную архитектуру имели и другие лагеря. Впрочем, колючая проволока окружала пленников не только в самом лагере, но и на всем протяжении пути к нему (вплоть до железнодорожных вагонов). Именно Вторая мировая война превратила колючую проволоку из рядового армейского орудия в общекультурный символ насилия и репрессий.

Существует множество вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника.

Но во всех случаях при их использовании и применении следует учитывать, что само по себе заграждение не может остановить противника и заставить его отказаться от движения на этом участке. Заграждение может лишь задержать противника, сорвать заданный темп наступления, спутать его боевые порядки, заставить противника перед заграждением свертываться в колонну, а после прохождения зоны заграждения вновь развертываться в боевой порядок, заставить расходовать время, силы и средства, предназначенные для решения иных задач, создать благоприятные условия для уничтожения пехоты противника огнем артиллерии и стрелкового оружия, затруднить действия разведчиков противника.

Следовательно, заграждение должно быть:

1) по возможности замаскировано, хотя бы в той степени, чтобы создавать у противника впечатление, что заграждение менее серьезно, чем это есть на самом деле;

2) полностью простреливаться огнем стрелкового оружия, пулеметов, противопехотных гранатометов; прикрываться огнем минометов и пушек;

3) размещено на местности так, чтобы его дальний край находился в пределах действительного огня стрелкового оружия, а ближний край на дальности, превышающей дальность броска ручной гранаты (с тем, чтобы солдаты противника, находящиеся в зоне заграждений, не имели бы возможности забрасывать траншеи гранатами, а собственные гранаты не повреждали бы заграждение).

После Первой Мировой Войны в 1930-х годах немецкий изобретатель Хорст Даннерт изобрел новый вид колючей ленты, он накручивал высокопрочную проволоку в виде спирали, и в нужный момент быстро разворачивал её вдоль линии, на которой нужно было создать препятствие. Полученное колючее спиральное заграждение он прибивал к земле длинными стальными колышками. Высокопрочная проволока благодаря пружинным свойствам самостоятельно держала форму спирали без помощи шестов.

Во время второй мировой войны в 1940—1941 годах проволоку Даннерта начали завозить в Великобританию. Спрос был столь велик, что высоколегированной проволоки не хватало, и её стали производить из менее прочной проволоки (желтая Даннерт). В 1960-х годах колючую ленту, скрученную в спираль, часто использовали для ограждения военных объектов, тюрем, психиатрических лечебных заведений. Колючая лента имела существенный недостаток: её легко можно было перерезать обычными ножницами.

Для того, чтобы затруднить перерезание колючей ленты, в начале 1980-х годов её начали армировать проволокой сначала путём скручивания вокруг проволоки, а потом путём закольцовывания колючей ленты на армирующую проволоку. Такая армированная колючая лента совмещала в себе режущие свойства колючей ленты и прочность проволоки. Был даже патентный спор между двумя европейскими фирмами, которые претендовали на это изобретение и предлагали его на рынке под брендами: «Man Barrier» и «Razor Ribbon».

В начале 2000-х годов в странах СНГ постепенно начали переходить от использования армированной скрученной колючей ленты (АСКЛ) к армированной колючей ленте (АКЛ), изготовленной путём обжатия штампованной колючей ленты на проволочный сердечник. Причина перехода — более высокие защитные свойства завальцованой армированной колючей ленты.

Широта использования колючей проволоки потребовала и изобретения эффективных способов ее преодоления. Разрезание было самым очевидным из них. В защитных кожаных куртках и штанах, кольчужных масках и перчатках, солдаты, экипированные для перерезания колючей проволоки, на сохранившихся фотографиях выглядят сродни средневековым рыцарям. В тех случаях, когда проволока была под напряжением, специально подготовленные резаки изолировались с помощью велосипедных шин.

В начале 21 века, а точнее 22 сентября 2010 года, в Украине Ткаченко Юрий Владимирович подает заявку и получает патент на изобретение нового вида не металлической колючей проволоки, которая изготавливается из полимерных материалов, что позволяет применять в производстве различные виды пластика и других композитных материалов.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.

Источник: feldgrau.info

Читать еще:  Кабель канал минимальный размер
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector