Консистентные смазки виды назначение

Консистентные смазки виды назначение

Смазка консистентная, или пластичная, используется на ровне с жидкими маслами. Их производят путем загущения жидких смазок мылами жирных кислот, твердыми углеводородами или другим веществами. Для улучшения их свойств используют различные присадки, обладающие противокоррозионными, антиокислительными и противоизносными свойствами. Характеристика и применение таких смазок отличаются от жидких.

Состав и отличительные особенности

Консистентная смазка может иметь различный состав, но практически всегда в ее основе лежит нефтяное или синтетическое масло, которое не отличается от тех, которые используются для производства жидких. Иногда применяется их смесь, главное, чтобы объем сырьевого масла от конечного продукта составлял от 70% до 80%.

Нефтяные масла очищаются для понижения сернистости, очень важно для защиты механизмов от окисления. Пластичные, на основе органических масел, применяются в низкоскоростных узлах, работающих при низких нагрузках.

Синтетическая консистентная смазка на кремнийорганической основе чаще всего встречается в скоростных подшипниках и высокооборотных редукторах.

Загуститель обычно составляет около 10-15% от общего объема. Процесс смешивания выполняется в специальных миксерах при определенных температурах, что необходимо для получения однородного состава. Охлажденная смесь обладает всеми необходимыми свойствами, которые не меняются при работе в допустимом диапазоне температур.

Наиболее распространенными загустителями являются соли жирных кислот, так называемое мыло. При производстве смазок премиум класса часто применяются твердые углеводы, полимеры и карбамиды.

С помощью присадок достигаются свойства, необходимые в процессе эксплуатации. Объем присадок обычно не превышает 10% от общей массы. В качестве присадок используют графит, слюду, медный порошок.

Консистентность смазки охлаждающей жидкости подбирается индивидуально, в зависимости от конечных требований.

Главной особенностью консистентных смазок является пластичность. Но также можно выделить ряд других особенностей:

  1. Могут иметь различный цвет и степень прозрачности.
  2. Обеспечивают защиту механизмов от коррозии.
  3. Практически не имеют запаха.
  4. Сохраняют необходимую степень густоты при смене рабочей температуры.
  5. Не текут, что особенно важно при эксплуатации некоторых механизмов.
  6. Срок эксплуатации обычно составляет около 3 недель.

Виды консистентных смазок

Пластичные консистентные смазки имеют широкий ассортимент, что связано с различными эксплуатационными требованиями, в зависимости от сферы применения. Консистентные смазки, можно разделить на виды в зависимости от основы (минеральной или органической):

  1. Натриевые – бюджетный вариант, который используется в механизмах, работающих в температурном диапазоне от 60 до 100 градусов. Недостатком является разрушение в результате воздействия воды.
  2. Литиевые – применяются в механизмах большого давления, отличаются долгим эксплуатационным сроком. Также подвержены воздействию воды.
  3. Силиконовые – минимизируют трение в процессе роботы, а также отлично противостоит воздействию воды, обладая антикоррозийными свойствами.
  4. Алюминиевая – может использовать для работы в широком температурном диапазоне, отличается высокими антикоррозийными свойствами, благодаря устойчивости к воде.
  5. Тефлоновая – относится к высокотемпературной смазке, сохраняет свои свойства при температуре до 250 градусов.
  6. Полиуретановые – абсолютно безопасные для человека, поэтому применяются в пищевой и медицинской промышленности. Срок их службы ограничен, так как со временем они разлагаются.

Следует отметить, что универсальных консистентных смазок не существует, так как различные сферы применения имеют разные требования. Поэтому можно выделить 3 группы:

  • промышленные (применятся для различных механических узлов);
  • медицинские (используются для медицинского и пищевого оборудования);
  • специальные (сфера применения ограничивается офисной и бытовой техникой, а также измерительными приборами).

Область применения

Область применения пластичных смазок неограниченная. Сфера применения напрямую зависит от необходимых свойств. Консистентная смазка для авто широко применяется для смазывания узлов и механизмов, обычно для защиты поверхностей трения. Наиболее известным можно считать Солидол. Число узлов в автомобиле, обслуживание которых необходимо, равняется примерно 30. Практически 50% всех производимых смазок предназначены для авторынка.

В промышленности ее использование можно встретить в подшипниках качения, срок службы которых напрямую зависит от типа. Также они применятся в металлургии, их использование обеспечивает беспрерывную работу механизмов. В горной промышленности, она необходима для обслуживания экскаваторов, самосвалов и транспортных конвейеров. В железнодорожной сфере она применяется для обслуживания системы привода, тягового двигателя и буксовых подшипников.

Особое применение она нашла в пищевой промышленности, для чего был разработан ряд смазок, соответствующих определенным требованиям. Они должны быть абсолютно безопасными для людей, при контакте с пищевыми продуктами, не вступать с ними в реакцию, а также разлагаться со временем.

Для текстильной промышленности разработан особый тип, на основе белых масел с водорастворимыми добавками. Это необходимо в тех случаях, когда ткань требуется очистить от следов.

Некоторые типы можно использовать для обслуживания пластиковых механизмов, имеющих особые требования, так как они слишком чувствительны к различным химическим веществам.

Учитывая разнообразие типов и сфер применения, выбор подходящей консистентной смазки, даже у неопытного пользователя, не составит труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: stankiexpert.ru

Консистентные смазки для автомобиля – типы, характеристики, назначение

Наряду с использованием жидких масел, которые крайне важны для обеспечения нормальной работы двигателя и других агрегатов автомобиля, применяются также так называемые пластичные или, как их ещё называют, консистентные смазки. Они представляют собой достаточно густые составы, которые используются в тех узлах трения и механизмах, где жидкое масло не удерживается или отсутствует возможность непрерывного пополнения его запаса. Это могут быть подшипники, рычажные или шарниры конструкции, цепные, червячные и другие виды передач, множество других узлов авто.

Отличия консистентных смазок от жидких

Пластичные составы отлично удерживаются на вертикальных деталях, никогда не удаляются из мест трения, способны осуществлять герметизацию смазываемого узла, препятствуя проникновению агрессивных жидкостей или различных абразивных частиц, таких как, например, пыль или грязь. При использовании пластичных смазок снижается коэффициент трения, значительно увеличивается скольжение деталей, формируется устойчивая антикоррозийная плёнка, эффективно отводится тепло, что особенно актуально при использовании консистентной смазки для подшипников. При этом они снижают износ, и препятствуют задирам, заеданиям и возможным заклиниваниям поверхностей трения, тем самым обеспечивая нормальную работу механизмов.

Состав консистентных смазок, купить которые можно на авторынке, лучше всего рассмотреть на схеме, представленной ниже.

Как можно видеть, пластичные составы состоят из базовой основы, которая может быть как минеральной, так и полностью синтетической, специальных загустителей и присадок, определяющих основное назначение того или иного вида смазки. Загустители представляют собой мыла или твёрдые углеводороды. В составах они могут быть продуктами как органического, так и неорганического происхождения. Все они выполняют задачу обеспечения пластичности материала, который в нерабочей фазе густеет и ведёт себя как твёрдое тело, а во время нагрузки превращается в вязкую жидкость.

Источник: suprotec.ru

Обще свойства и назначение консистентных смазок.

Для смазки открытых или плохо защищенных узлов и деталей горного оборудования принимает мазеобразные вещества (консистентные смазки). Консистентные смазки — это сложные коллоидные смеси, в состав которых входят маловязкое индустриальное масло, занимающее 80-90% объема смазки, загуститель — соли жирных кислот (натриевые и кальциевые мыла) или твердые углеводороды (перезин, парафин), стабилизатор — вода, сохраняющая однородность коллоидной смеси и предотвращающая расслаивание смазки на загуститель и минеральные масла. Для улучшения свойств в отдельные смазки добавляют наполнитель, канифоль — для получения фрикционных смазок; коллоидный графит — для улучшения противоизносных качеств смазок и др. В настоящее время загустители для применяемых консистентных смазок в основном вырабатываются из синтетических жирных кислот. Такие смазки называется синтетическими. Загустители из естественных жиров применяются редко. Загуститель в смазке образует каркас, соты которого заполнены жидкими минеральными маслами.

В отличие от жидких минеральных масел консистентные смазки обладают свойствами твердых и жидких тел. При небольших усилиях смазки подчиняются закону упругих деформаций и могут удерживаться на вертикальных и наклонных поверхностях. В случае, когда нагрузка вызывает напряжение сдвига, превосходящие допускаемые напряжения на сдвиг для смазки, последняя начинает течь. ГОСТом 1 устанавливается определенная классификация и маркировка консистентных смазок. По назначению консистентные смазки подразделяется на универсальные (У); индустриальные (И); специальные (консервационные – К, морские – М и др.).

В индустриальных и специальных смазках вторая буква показывает, для каких механизмов предназначена смазка. Если в смазках одного вида имеется несколько марок, то через дефис ставится еще буква. Например: 3 — зимняя, 1 — летняя, Т — тяжелая. Специальные смазки расшифровываются так: ИК-Л – индустриальная карданная летняя.

Читать еще:  Анодированного алюминия что это

Рисунок 5.1– Термометр для определения температуры каплепадения

Универсальные смазки по температуре каплепадения делятся на три группы:

1. Низкоплавкие (Н), имеющие температуру каплепадения до 65°С.

2. Среднеплавкие (С) , температура каплепадения доходит до 100°С.

3. Тугоплавкие (Т), температура каплепадения более 100°С.

Другие буквы в марках универсальных смазок отражают их специфические свойства; В — водостойкая, Д — длительного хранения, М — морозостойкая, А – активированная, выдерживающая тяжелее нагрузки. Универсальные смазки расшифровываются так: УС -1 — универсальная среднеплавкая №1, УТB — универсальная тугоплавкая водостойкая.

При эксплуатации горного оборудования из низкоплавких смазок находят широкое применение технический вазелин (УН) и консервационная смазка (СХК). Загустителем в этих смазках служат твердые углероды. Вазелины можно использовать для смазки легконагруженных узлов трения, рабочая температура которых не превышает 50-60°C или для защиты от коррозии металлических поверхностей.

В универсальных среднеплавких смазках (солидолах) загустителем являются кальциевые мыла, стабилизатором – вода. Марка солидола (УС-1, УС-2 и УС-3) определяется количеством загустителя. Меньше всего загустителя в солидоле УС-1 и он является белее жидким. Ввиду того, что кальциевые мыла не растворимы в воде, солидолы рекомендуется применять для смазки узлов трения, работающих во влажной среде.

В последнее время стали широко применяться синтетические солидолы: пресс-солидол «С» и солидол — «С». В составе пресс солидола «С» количество мыла должно быть не менее 9% и его прочность равна 1 Г/см 2 , у солидола «С» — мыла не менее 12% и прочность равна 2 Г/см 2 .

Тугоплавкие смазки (консталины) изготовляется на натриевых мылах, растворимых в воде, и их температура каплепадения доходит до 190°С. Консталины рекомендуется применять для смазки узлов трения, имеющих высокую температуру нагрева и работающих в сухой атмосфере. Основные физико-механические свойства консистентных смазок приведены в табл. 1.

Таблица 1. Физико-механические свойства консистентных смазок.

В условиях шахт и карьеров очень важно знать простые методы определения свойств консистентных смазок и уметь их различать.

5.3 Определение показателей свойств консистентных смазок:

1. По внешнему осмотру определить: цвет, запах и консистенцию смазки. Данные осмотра занести в табл.2.

2. Определить наличие механических примесей. Для этого на чистое стекло размером 70x70x1 мм наносят слой толщиной 0,5 – 1,5 мм. Нанесенный слой смазки просматривают в проходящем свете и определяют наличие механических примесей.

3. После этого слой смазки закрывают вторым стеклом и передвигая стекло на ощупь, определяют абразивные механические примеси. Испытания повторяют не менее трех раз, нанося каждый раз на стекло новую порцию смазки. Результаты наблюдений заносят в табл.2.

4. Проверить расслаиваемость консистентной смазки. Нормальная консистентная смазка должна иметь однородную концентрацию. Признаком расслаивания смазки является наличие слоя минерального масла на ее поверхности. Для проверки на расслаиваемость в стеклянную пробирку помещают около 5 – 8 г смазки и медленно нагревают на спиртовой горелке до перехода смазки из пластического состояния в жидкое. Смазка считается хорошей, если в расплавленном состоянии она однородна и в ней нет кусочков мыла. Результаты наблюдений заносят в табл.2.

5. Определить температуру каплепадения. Исследование проводят на приборе Уббеладе (рис.1). Для этого исследуемую смазку плотно набивают в чашечку 1. В смазке не должно быть пузырьков воздуха. Излишек смазки срезают заподлицо с краями чашечки 1. В дне чашечки имеется отверстие, через которое падают капли расплавленной смазки. Чашечку помещают в металлическую гильзу 2, при этом наконечник термометра 3 входит в смазку. Собирают прибор. Собранный прибор при помощи пробки 4, находящейся на конце термометра 3, закрепляют внутри пробирки 5. Пробирку 5 с помощью проволочного зажима укрепляют в стакане с водой. Конец пробки 5 должен находиться на расстоянии 30/40 мм от дна стакана. Стакан с водой и помещенный в нем прибор Уббеладе ставят на электроплитку и нагревают со скоростью 1 -2 град/мин. При исследовании отмечают две температуры: размягчение, при которой из отверстия чашечки появляется капля смазки, и каплепадение, когда капля смазки отрывается от дна пробирки. Результаты наблюдений заносят в табл.2.

1 – чашечка; 2 – металлическая гильза; 3 – термометр; 4 – пробка;

5 – пробирка; 6 – фильтрованная бумага.

Рисунок 5.2– Прибор Убелладе:

5. Определить число пенетрации. Густота, или консистенция смазки характеризуется числом пенетраций. Другими словами, число пенетраций оценивает сопротивление, которое вызывает смазка погружению в нее стандартного конуса с иглой. Число пенетрации показывает глубину погружения конуса в десятых долях мм, в испытываемую смазку в течение 5 сек. Схема пенетрометра приведена на рис.2.

1 – кронштейн; 2 – диск прибора; 3 – винт; 4 – конус; 5 – цилиндр; 6 – плита.

Рисунок 5.3– Прибор для определения числа пенетрации:

Рисунок 5.4– Аппарат для определения пенетрации пластичных смазок микроконусами ПМ-1 (слева) и аппарат ПН–10Б для определения пенетрации

Для оценки пенетрации смазку тщательно перемешивают, плотно набивают цилиндр 5. Лишнюю смазку срезают ножом. Цилиндр со смазкой помещают на столик 6 пенетрометра. Освобождают винтом 3 стержень конуса 4, и по диску 2 регистрируют глубину погружения иглы за 5 секунд. Время фиксируют по секундомеру. Диск 5 проградуирован в десятых долях мм. Конус 4 выполнен в соответствии с ГОСТ 6793-78. Вес конуса равен 150 г. Считается, что чем глубже погружается конус, тем меньше консистенция смазки. Результаты наблюдений заносятся в табл. 2.

6. Проверить растворимость смазки и определить тип загустителя. Вид загустителя определяют следующим образом. Берут две пробирки и помещают в них стеклянной палочкой 2-3 г. исследуемой смазки. В первую пробирку до половины наливают дистиллированную воду. Смесь размешивают. Нагревают пробирку на спиртовой горелке до температуры , периодически её взбалтывают. Если вода в пробирке прозрачна, то можно сделать предварительный вывод, что загустителем в смазке является кальциевое мыло или углеводороды. Если вода в пробирке становится мутной, загуститель — натриевое мыло. В том случае, когда первоначальный опыт не позволяет сделать достаточное заключение, то вторую пробирку до половины наполняют авиационным бензином Б-70, который представляет собой бесцветную жидкость. Пробирку нагревают в стакане с горячей водой. Если смазка изготовлена на углеводородах, то она растворяется полностью, так как в бензинах растворяется основа — минеральное масло и углеводородный загуститель. Мыльные загустители в бензине не растворяются и остаются отдельными кусочками; в этом случае помутнение бензина происходит за счет растворения минерального масла. Результаты исследования записываются в табл.2.

Вид отчетности

— цель, задачи и краткое содержание работы;

— схемы прибора Уббеладе и прибора для определения числа пенетраций.

— определение показателей смазок согласно табл. 2.

— краткие выводы по установленным консистентным смазкам.

— выполнить лабораторную работу, заполнить Бланк отчета. Таб. 2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8953 — | 7227 — или читать все.

188.64.173.93 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: studopedia.ru

Смазочные материалы — виды, назначение, производители

Смазочные материалы – это вещества с высокими антифрикционными свойствами, которые наносятся на контактирующие поверхности с целью облегчения их взаимного перемещения и уменьшения износа.

Общие сведения о смазочных материалах

Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.

По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.

Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:

  • надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
  • при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
  • используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
  • герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.
Читать еще:  Ацетиленовые баллоны для сварки

Виды, назначение и классификация смазочных материалов

Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.

Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.


Рис.1

Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.

Таблица 1

Основные характеристики разных видов смазочных материалов

Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:

  • маслянистость – способность создавать на контактирующих поверхностях разделительную пленку требуемой прочности;
  • вязкость и плотность – от этих показателей зависит несущая способность смазывающей пленки (их значения необходимо учитывать при нормальной, максимальной и минимальной рабочей температуре);
  • индекс вязкости – чем он выше, тем шире температурный диапазон их применения;
  • термоокислительная стабильность – устойчивость к окислению при нагреве до максимальных рабочих температур;
  • температуры застывания, воспламенения, вспышки – это важно для обеспечения легкости холодного пуска механизмов, пожаро- и взрывобезопасности производства;
  • кислотное число – определяет антикоррозионные свойства.

    Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.

    Консистентные

    К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:

  • вязкость – определяет возможность заправки смазки в узлы и механизмы, холодного пуска машин, потери мощности на трение;
  • предел прочности на сдвиг – наименьшая механическая нагрузка, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в текучее;
  • температура каплепадения – минимальная температура, при которой смазка начинает переходить в жидкое состояние (определяется в момент падения первой капли);
  • число пенетрации – характеризует степень густоты смазки, от чего напрямую зависят ее вязкость, предел прочности на сдвиг и тиксотропные свойства.

    Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:

  • малый коэффициент трения;
  • высокая адгезия к контактирующим поверхностям;
  • термичесая и термоокислительная устойчивость;
  • устойчивость к истиранию (определяется по времени работы пары трения до истирания смазывающего слоя).

    Советы по выбору смазочных материалов

    Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны. Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность. Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.

    Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения. Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой. Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.

    Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:

    Таблица 2

    Таблица 3

    Таблица 4

    Правильно выбрать пластичную смазку по маркировке поможет ГОСТ 23258-78: первой прописной буквой обозначается группа (подгруппа) по назначению, следующими буквами – вид загустителя. Далее следует дробь, где числитель и знаменатель представляют собой значения самой низкой (без знака минус) и максимальной температуры использования, уменьшенные в 10 раз (к примеру, 2/8 означает, что данный смазочный материал можно применять при рабочих температурах от -20 до +80°С). По одной или нескольким строчным буквам после дроби можно получить информацию о виде дисперсионной среды, последние цифры – это класс консистенции.

    Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).

    Условия хранения смазочных материалов

    Для того чтобы смазочные материалы дольше сохраняли свои эксплуатационные свойства, их нужно правильно хранить, а именно:

    соблюдать температурный режим, указанный производителем;

    не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;

    • герметично закрывать наливные отверстия.

    В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.

    Наиболее популярные производители смазочных материалов в России

    Неизменными лидерами по производству смазочных материалов в России являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Их доля на рынке составляет соответственно 45%, 20% и 14%.

    В розничной продаже пользуются спросом продукты авторитетных зарубежных брендов Elf, Shell, Total, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil и Motul, но с полок магазинов их все увереннее вытесняют бюджетные марки, среди которых — ADWA и ORLEN OIL (Польша), WEGO (Чехия).

    С 2014 года в промышленности наблюдается устойчивая тенденция к отказу от дорогих импортных смазок в пользу продуктов производства России, Беларуси и Казахстана. Немалую роль в этом сыграл Технический регламент Таможенного союза ТР ТС — 030 – 2012, установившего общие требования к безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей при их производстве, транспортировке, хранении, реализации и утилизации, и обязавшего производителей предоставлять на каждую партию продукции паспорт качества.

    Источник: oilcool.ru

    Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

    Главная страница » Консистентные смазки » Консистентная смазка для автомобиля, назначение, спецификация

    Консистентная смазка для автомобиля, назначение, спецификация

    Консистентная смазка для автомобиля – это особая группа пластичных масел для отдельных узлов трансмиссии, которая в зависимости от состояния может находиться как твердой, так и в жидкой фазе. Пластичные смеси применяются для снижения силы трения в местах контакта соприкасающихся деталей, где обычная масляная жидкость не задерживается: рычажные или шарнирные соединения, подшипники, червячные передачи и др.

    Характеристика пластичных смазок

    Консистентные смазки относят к разряду аномальных жидкостей. В спокойном состоянии они представляют собой упругие твердые вещества. В случае возникновения механических нагрузок субстанция переходит в жидкую фазу. Лишь только воздействие на детали ослабевает, масло вновь приобретает свою обычную форму.

    Консистентные смазки производятся путем смешивания жидких минеральных или синтетических масел с твердыми загустителями. Загустители создают в структуре продукта своеобразный каркас, служащий для удержания жидкой дисперсионной среды.

    К физико-химическим свойствам пластичных смазок относится ряд параметров, которые аналогичны для жидких масел, но разнятся с ними своим количественным составом и методами испытаний качества продукции.

    В зависимости от технических характеристик консистентные составы условно делятся на 2 группы. Первая категория величин определяет термические условия применения смазки, ее защитные и смазывающие качества:

    • температурный порог каплепадения;
    • пенетрацию;
    • вязкость;
    • прочность;
    • коллоидную стабильность.

    Вторая группа характеризует предельное значение количества вредных примесей:

    В пластичной структуре материала при нагреве происходит обрушение кристаллической решетки, и смазка в этот момент переходит в жидкое состояние. Температурная граница, обозначающая начало изменения аморфного состояния вещества называется температурой каплепадения. Это значение зависит от типа и объемного содержания загустителя.

    Читать еще:  Диаграмма состояния сплавов железа с углеродом

    В зависимости от величины термических показателей смазки делятся:

    • низкоплавкие (≤ 65°C);
    • среднеплавкие (65–85°C);
    • тугоплавкие (85–100°C).

    Для эффективной защиты трущихся деталей, во время выбора масла, необходимо учитывать, что индекс текучести смазочного материала должен быть больше на 12–20°C температурного порога обслуживаемого устройства.

    Пенетрация смазки определяет консистенцию смеси и измеряется в градусах. Густота материала исследуется путем опускания в масло конусообразной иглы (температура 25°C), которая под воздействием своего веса в течение 5 с должна показать определенную глубину погружения. Чем пластичней состав, тем больше значение пенетрации.

    Эффективность вязкости смазки определяют посредством перегонки (прокачивания) под давлением образца материала по шлангам заданного диаметра. Выбранный состав и минимальная температура, при которой он способен прокачиваться определяет величину вязкости экземпляра.

    Параметр прочности указывает какое оптимальное усилие нужно применить к смазочной смеси, чтобы при заданной температуре деформировать (сдвинуть) первый ряд масла относительно следующего. Если смазка обладает достаточным пределом прочности, то она будет хорошо удерживаться на вертикальной плоскости.

    Показатель коллоидной стабильности определяет возможность пластичной смеси противодействовать отделению масляного вещества от основной структуры материала. Измеряется эта величина объемом масла в %, пропитавшего листок пористой бумаги.

    Присутствие воды в составе консистентной смазки проявляется по-разному. Масла, изготовленные на основе немыльных загустителей, вымываются жидкостью. Кальциевые смазки наоборот требуют в своем составе присутствие влаги (1,5–3,0%). Без воды этот вид масла будет разлагаться на составляющие – мыло и масло.

    Надежность пластичных смазок характеризует их химическая стабильность. Для предупреждения развития коррозионных процессов в местах контакта трущихся поверхностей, пластичные смазочные материалы не должны содержать в своей структуре воды, кислотных и щелочных компонентов, а для защиты деталей от абразивного воздействия – механических включений.

    Требования

    Качество консистентных смазок должно соответствовать климатическим условиям в которых будут эксплуатироваться автомобили. Причем свойства применяемых пластичных масел необходимо выбирать так, чтобы они могли обеспечивать сохранность транспорта в разных регионах использования.

    Автомобиль за время своей эксплуатации может перемещаться на большие расстояния, то есть переезжать из одного климатического пояса в другой. Кроме того, непостоянный режим трения в различных механизмах, который зависит от состояния дорожного полотна, манеры езды и марки автомобиля, накладывает определенные правила. Поэтому разные составы смазок предназначены для разных условий эксплуатации, отсюда и требования, предъявляемые к их качеству, тоже разнятся:

    1. Для подшипников качения, работающих в зонах высоких температур (ступицы, механизм сцепления, помпа и др.), масла должны иметь высокую термостойкость, химическую и механическую устойчивость, низкое значение испаряемости, водостойкость, износостойкость и обладать достаточными противозадирными качествами.
    2. Шаровые опоры – это механизмы закрытого типа и применяемая смазка должна обеспечивать хорошую герметичность соединения, иметь высокие износостойкие и противозадирные свойства, а также отличаться повышенными физико-химическими характеристиками.
    3. Трущиеся шарнирные узлы тормозных механизмов (кроме колодок) должны смазываться составами малой консистенции, иметь высокие показатели влагостойкости, износостойкости и морозостойкости.
    4. Смазки для игольчатых подшипников карданных валов не должны вымываться водой и противодействовать абразивному износу от механических загрязнений, а также иметь высокие низкотемпературные и антиокислительные качества.
    5. Консистентная смазка готовая к применению по своему внешнему виду должна представлять однородную пластичную массу, без комков, расслоений и неорганических включений.

    Технология производства

    Изготовление консистентных смазок отличается от производственного процесса по выпуску традиционных моторных масел. Вся схема приготовления пластичного состава сводится к подбору и перемешиванию составляющих продукта, а затем варки этой смеси в специальных агрегатах при постоянной температуре.

    Базовой основой пластичных смазок являются минеральные или синтетические масла (75–85%). От физико-химических характеристик основного компонента зависит качество выпускаемых материалов. Кристаллическую структуру (каркас) формирует загуститель (10–20%), который превращает жидкое масляное вещество в упругую пластичную массу. От типа этого компонента завися такие важные свойства, как водостойкость и термическая устойчивость.

    Загустители отличаются своей основой и делятся на мыльные и немыльные составы. В роли немыльных сгущающих компонентов выступают:

    Смазки на немыльных загустителях обладают высокой химической и механической стабильностью. Применение этой категории смазок позволяет предохранить металлические детали от возникновения на их поверхностях различных окислительных процессов (коррозия и др).

    Автомобильные пластичные смазки (80%) производят на базе мыльных загустителей. Сырье для производства продукта получают путем искусственного омыления жира щелочными производными.

    В зависимости от структурной составляющей жиров, используемых для приготовления мыльного состава, смазки подразделяются на синтетические (окисление парафина), природные и технические (стеариновые жирные кислоты). Для загустителей мыльных композитов применяют неорганические химические вещества:

    • бетонитные глины;
    • силикагель;
    • технический углерод и др.

    Пластичные смазки на мыльных загустителях могут быть следующей структуры:

    • натриевые;
    • кальциевые;
    • литиевые;
    • бариевые;
    • алюминиевые и др.

    Помимо мыльных и немыльных загустителей в целях повышения термических свойств в производстве пластических масел стали использовать жидкости на основе полимеров – это диэфиры и силиконы. Для улучшения эксплуатационных качеств в состав смазки могут добавляться, модифицирующие присадки, стабилизаторы, наполнители и красители.

    Виды смазок и применение

    Консистентные смазочные материалы широко применяются в автомобильной технике как защитные, антифрикционные и герметизирующие средства. Свойства пластичных масел во многом зависят от материала загустителя.

    Самая распространенная группа смазок – это кальциевые субстанции. Представителей этой группы называют солидолами, вещества коричневого цвета, обладают удовлетворительными эксплуатационными свойствами и невысокой стоимостью. Они хорошо себя зарекомендовали как консервационные материалы, противодействуют коррозии и окислительным процессам.

    Свойства комплексной кальциевой смазки значительно превосходят эксплуатационные показатели солидола. Они обладают наиболее лучшей противозадирной и термической характеристикой:

    1. Униол–1 используется как заменитель УТВ–1-13, автомобильного вазелина, ЯНЗ–2 и др.
    2. Униол–3 и 3М отличаются лучшими характеристиками, чем предыдущий образец. Они производятся на основе масла МС–20, которое славится своей морозостойкостью. Поэтому, эти составы рекомендовано использовать только в регионах с низкими температурными показателями.

    Натриевые и натриево-кальциевые химические вещества отличаются высокой термической устойчивостью. В тоже время, они обладают невысокой водонепроницаемостью, растворимы в водных составах (антифриз, тосол), и не задерживаются на вертикальных плоскостях.

    Смазка УТВ-1-13 – крупнозернистая мазь желтого цвета, относится к разряду жировых консталинов.

    ЯНЗ-2 – пластичное масло черных или коричневых оттенков. Отличается хорошей водонепроницаемостью и высокими смазывающими параметрами.

    АМ – клейкий, волокнистой структуры смазочный материал коричневого цвета. Состав изначально разрабатывался для карданных шарниров и ведущих колес автомобиля.

    Литиевые пластичные смазки применяются практически во всех узлах автомобиля. Самый известный представитель этой группы – Литол-24. Универсальное консистентное масло, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками. Благодаря этому свойству, оно может применяться как отличный заменитель любой из представленных здесь смазок.

    К литиевой группе относятся:

    1. Фиол-3 – пластичная мазь зеленого цвета. Хорошо смешивается с Литолом.
    2. Фиол-1 – обладает меньшей вязкостью, прочностью, но зато имеет высокое значение морозостойкости.
    3. Фиол-2 – по своим свойствам занимает промежуточное положение между предыдущими материалами.
    4. Фиол-2М – имеет серебристо-черный оттенок, отличается присутствием в своем составе адгезионной добавки и наполнителя – сульфида молибдена (2%).
    5. Северол-1 – пластичная смазка светло-коричневого или желтоватого цвета, обладает повышенными антиокислительными и противозадирными свойствами.
    6. ЦИАТИМ-201 – мазь желтого цвета. Рекомендуется к применению в условиях низких температур и в местах контакта деталей, где нет высоких механических нагрузок.
    7. ЛСЦ-15 – незаменимое пластичное масло с антиокислительными модификаторами. Отличается высокими адгезионными качествами.

    Бариевые смазочные материалы немного проигрывают литиевым композитам по термическим свойствам, но имеют высокий порог водонепроницаемости. Хорошо зарекомендовали себя комплексные бариевые композиции:

    ШРБ-4 – клейкие, волокнистые субстанции желтых оттенков, характеризуется повышенными антикоррозионными характеристиками, не конфликтуют с резиновыми и полимерными комплектующими.

    ШРУС-4 – смазки, разработанные исключительно для шарнирных соединений легкового транспорта.

    Смазки на основе алюминиевых производных считают прорывом в области консистентных материалов. При равной стоимости с кальциевыми аналогами, они показывают высокие химические, механические, адгезионные и водозащитные свойства.

    Углеводородные пластичные масла отличаются высокой консервационной способностью. ВТВ-1 – смазка относится к промышленным вазелинам, не растворим в водных композициях, прочно держится на вертикальных металлических поверхностях, обладает повышенной водостойкостью и морозоустойчивостью. Материал рекомендуется для обслуживания автомобильных аккумуляторных батарей.

    Силиконовые смазки – водостойкие, морозоустойчивые пластичные смеси. Производство таких материалов основано на применении в качестве загустителей кислородосодержащих кремнийорганических соединений. Незаменимы в местах присутствия резиновых и полимерных деталей.

    Источник: prem-motors.ru

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector